среда, 22 ноября 2017 г.

SLBOK guide QnA

В декабре 2016 года Школа системного менеджмента запустила исследовательский проект для изучения тематики лидерства с использованием системного подхода. В ноябре 2017 первая фаза проекта завершилась и были получены два ключевых результата:
  1. Руководство к своду знаний по системному лидерству (SL BOK guide, system leadership body of knowledge guide);
  2. Тренинг по основам системного лидерства.

SLBOK состоит из двух частей:
  1. Базовый метод, framework. Это шесть подальф, расширяющих системную схему предпринятия SEMAT, и 3 артефакта;
  2. Свод рекомендованных практик для применения в проектах, на данный момент около 200.

Материалы исследования по мере появления выкладывались для экспертного обсуждения. Одним из наиболее последовательных критиков подхода оказался Антон Королев, автор блога www.learnology.ru
Он задал ряд вопросов, которые я немного переформулировал и обобщил:
  • “Где границы применимости предлагаемого подхода к лидерству?
  • В чем доказательная база предлагаемых методов?
  • Ни одна из популярных моделей психики и тем более организации не имеет убедительной доказательной базы, на положительные примеры всегда находятся контрпримеры, где модели не работают, как этот вопрос решается в предлагаемом подходе?
  • Что такое state-of-the-art практик лидерства применительно к социотехническим системам предприятия?
  • В чем вообще польза предлагаемого подхода?”

Этот текст призван частично ответить на эти вопросы. Ответ построен в 4 частях.
Часть 1. Отличие мышления и деятельности системных инженеров от ученых (см. также семинар)
Часть 2. Как системные инженеры используют мультимодели и трансакции ДЕМО для координации деятельности мультидисциплинарных команд
Часть 3. Люди как часть системы и социотехнические системы предприятия.
Часть 4. Ппонятие state-of-the-art применительно к практикам.
Выводы и ответы.

Отличие мышления и деятельности системных инженеров от ученых
Если очень упрощать, то ученые ищут “истину”, наиболее точную модель, описывающую мир. Идеалом ученого является какая-нибудь общая теория поля, с помощью которой можно было бы объяснить любые явления. Чем точнее модель описывает явления, тем лучше потрудился ученый.
Работа инженера лучше всего объясняется метафорой моста в 11 веке. Когда в 11 веке инженера просили построить мост, он не отказывался от задачи и не говорил “приходите через 700 лет, когда изобретут сопромат”. Инженеры работают с теми материалами, концепциями и теориями, которые есть на данный момент. Лучшие материалы и концепции называются state-of-the-art.
Поэтому, когда сейчас говорят про системное мышление, не надо представлять, что предприятие и людей будут описывать с помощью формул и автоматических регуляторов с цепями обратной связи и с помощью бихевиоризма Скиннера. Системные инженеры уже потерпели ряд тяжелых неудач при использовании системного подхода к социальным системам и сейчас есть общее понимание того, что нельзя пытаться предсказывать поведение людей на основании моделей, потому что как только люди узнают про существование такой модели, они найдут способ ее обойти или нивелировать действие.

Как системные инженеры используют мультимодели и трансакции ДЕМО для координации деятельности мультидисциплинарных команд
Для того, чтобы понять, как системные инженеры делят работы по созданию систем между членами мультидисциплинарной команды, нужно понимать базовое разделение объективного и субъективного мира.
Есть объективный мир. Люди воспринимают объекты через призму своей деятельности. Например, если вы не играли в бильярд, вы не поймете, зачем нужна щетка. Она не будет для вас фигурой, она будет фоном, вы ее даже не увидите на этой картинке. А, скажем, инженер-технолог по литью пластмасс под давлением не увидит сукна, зато обратит внимание на тип и марку материалов, из которых сделаны шары и рамка. Дизайнер обратит внимание на цвета и гарнитуру шрифтов. И если бы такая межфункциональная команда пыталась договориться о разделении работ, разговаривая только о тех концепциях, с помощью которых они действуют, они бы никогда не договорились, т.к. концепции (профессии) у всех очень разные, мы в одном объекте видим разные фигуры и фон. Договариваемся мы, говоря, что все эти концепции относятся к одному объекту - бильярдному столу.

Если у человека нет концепции, понятия, то он не может действовать. Если механик не понимает, как работает двигатель, то он не сможет его построить и даже починить сломанный. Понятие (концепция) - это модель объективного мира в голове человека. Когда человек выражает свое понимание в виде артефакта, он использует дисциплину. Это называется экстернализацией.
В мультидисциплинарной команде множество моделей различных людей, построенных с помощью самых разных концепций, объединяются на основании деятельности, того, что люди делают с одним объектом (системой). Другими словами, как бы они его не называли и не думали, они понимают, что все это про один и тот же объект. Такое объединение моделей называется мультимоделью. По мультимодели можно предметно обсуждать дележку работ в проекте со специалистами, а затем объединять все работы, глядя на физический объект.

При этом договоренности достигаются по поводу состояния  физического мира. Когда системные инженеры говорят о цели, то всегда имеется в виду целевое состояние того физического объекта, с которым они работают. И этому целевому состоянию будут соответствовать свои предметные описания, с помощью которых достигаются конкретные договоренности.
Общение происходит в социальном мире, в котором есть требование справедливости, запросы, обещания и регуляция. Акт координации четырехуровневый - физический обмен сигналами, обмен по форме (понимание значения слов и символов), обмен информацией (понимание выражаемой мысли) и выявление в этой информации интенции и руководства к действию (т.е., какое состояние мира у меня запрашивают и что я должен сделать, чтобы выполнить этот запрос). Эта координация и сам производственный акт называется трансакцией ДЕМО (упрощенно).

Ключевая мысль здесь - системные инженеры не претендуют на знание правды, истины, носительство верных моделей. Это подход, учитывающий субъективность любой деятельности. В конце концов только люди могут сказать, удачный это был проект и успешная эта система или нет. Никакой объективности суждений не существует. В системном лидерстве нет модели, предсказывающих или “программирующих” поведение людей. Мы договариваемся с ними самими об их поведении, а исполнение роли целиком на них. В конце концов спектакли и балеты - это сложное ролевое поведение, в которых есть жестко предписанное поведение участников (актеров), и оно выполняется, никакие теории личности для “предсказания” того, как себя поведет актер в следующий момент не нужны.

Врезка. СМАРТ цели и ДЕМО (видео с дискуссией).
Стоит понимать одну очень важную вещь про системное мышление. Все договоренности между системно мыслящими людьми достигаются только по поводу объективной действительности. Это очень специфическое понимание СМАРТ целей. Цель понимается исключительно как состояние физического мира. Таким образом, системное мышление позволяет избегать типичных ошибок понимания и невыполнимых договоренностей, которые типичны для “неокультуренного, дикого” мышления. В системном подходе про такие “неосязаемые вещи” рассуждают в терминах 4Д-экстенсионализма, и их измеряют специальными методами.

Люди как часть системы и социотехнические системы предприятия.
Когда системные инженеры рассматривают оргдеятельность предприятия как систему, они также используют мультидисциплинарный взгляд на проблему построения команд. Сила системного лидерства в том, что в нем мы смотрим на человеческий капитал предприятия как будто он построен из блоков:
По-простому этот факт не объяснить, но с точки зрения системного подхода компетентный член команды действительно состоит из компетенций (компетенции являются физической частью члена команды), и компетенции из навыков. А работник состоит из членов команд. Это очень серьезный сдвиг мышления, связанный с переходом от аристотелевской логики сущностей в 4Д-логику объектов.

Такой подход позволяет использовать различные дисциплины (надежности человека, обучения, лидерства, HR практики и т.д.) ровно в тех границах, где используемые ими методы дают хорошие результаты.
Базовый метод системного лидерства учитывает необычайную сложность человека и коллективной деятельности, ее принципиальную непредсказуемость, и предлагает использовать принцип “разделения интересов”, separation of concerns, в котором сложные клубки связанных проблем распутываются по одному интересу за раз.

Gонятие state-of-the-art применительно к практикам
В отношении людей и предприятий нельзя выдать общие рекомендации по тому, как построить команду и организовать коллективную деятельность. Вид жизненного цикла системы команды всегда эволюционный, метафора не проектирования атомной станции инженером, а выращивания дубового бора лесником. SLBOK выдает ряд рекомендаций в отношении обычно работающих в проектах практик направления жизненного цикла человеческого капитала, в отношении которых накоплена положительная статистика использования, но итоговый выбор корректного набора практик всегда за руководством конкретного предприятия. Также SLBOK выдает большое количество рекомендаций в отношении так называемой “платформы системного лидерства”, т.е. практик, которые обязательно должны быть до постановки лидерства. К ним относятся практики надежности человека, управления ресурсами команды, прогнозирования ситуации и ряда других. Отдельно говорится о крайне высокой сложности постановки практики лидерства в масштабе крупного предприятия:
Базовый метод сейчас опирается на самые доказанные и эффективные практики, которые сейчас активно ставятся в передовых компаниях во всем мире. На их освоение тратятся десятки миллиардов долларов.

Итоги
  • “Где границы применимости предлагаемого подхода к лидерству? - Пока этот метод описывает корпоративную деятельность. Что делать с педагогикой не очень ясно. Но в корпоративной реальности метод рекомендуется к применению.
  • В чем доказательная база предлагаемых методов? - Доказательная база приводилась в ранее выкладываемых материалах и приводится в самом SL BOK. Оригинальных исследований без свидетельств в SLBOK нет. Все элементы метода имеют широкое распространение и многолетний опыт применения, что позволяет оперировать байесовской достоверностью их эффективность. Грубо говоря “люди не дураки, чтобы долго делать что-то совсем не имеющее смысла”.
  • Ни одна из популярных моделей психики и тем более организации не имеет убедительной доказательной базы, на положительные примеры всегда находятся контрпримеры, где модели не работают, как этот вопрос решается в предлагаемом подходе? - Мы его не решаем. Мы показываем конкретные общие техники того, как договариваться с людьми, используя ролевую-актерскую-волевую модель на всем жизненном цикле человека. А заставлять себя вести согласно договоренностям должны сами люди, у них на это есть свобода воли.
  • Что такое state-of-the-art практик лидерства применительно к социотехническим системам предприятия?” - Это практики, эффективность которых была доказана с помощью современных статистических методов и в освоение которых инвестируются десятки миллиардов долларов.

Если резюмировать, то польза от свода знаний по системному лидерству, что оно описывает эту предметную область не метафорами “смотрите, какой я могучий волчара” и не с помощью не привязанных к реальному миру мотивационных речей “ведите за собой, будьте примером для других, принимайте ответственность”, а конкретными СМАРТ метриками уровня зрелости практики с методиками их измерения и планом освоения конкретных навыков для различных специалистов. Очень длинная, очень сложная, очень неоднозначная, с множеством ветвлений, но ДОРОГА. С лидерством должно произойти то же, что произошло с качеством, оно должно стать заботой каждого.

Leadership is everyone’s responsibility.


Комментариев нет:

Отправить комментарий