суббота, 6 января 2018 г.

Системная инженерия предприятий ритейла

Системный подход основан на нескольких основных принципах:
1) Все системы и деятельность определяются субъективно, конкретными людьми
2) Системы рассматриваются на всем своем жизненном цикле, а не только в текущем моменте
3) Системы рассматриваются функционально и конструктивно
4) Системы рассматриваются по отдельности как черные ящики и прозрачные ящики


Принцип 1.
Деньги в компанию розничной торговли могут прийти из двух источников - от клиента и от инвестора.


У клиента есть потребность, в самом общем смысле всем покупателям нужны: выбор товаров, надежность продавца, справедливая цена за товар и услуги, удобство. У каждого конкретного розничного бизнеса есть целевая аудитория со своими особыми более узкими потребностями. Для торговли FMCG (товары повседневного спроса) одну из уточненных потребностей можно сформулировать как "питаться по определенной диете".


Из этой потребности вытекают различные предложения пользы для клиента - дискаунтеры, магазины шаговой доступности, магазины здоровой еды, детские магазины, вегатерианские магазины и магазины азиатской еды. Эта потребность удовлетворяется системой "Готовая еда на столе". Клиент платит именно за нее, поэтому, даже если вы продали несвежую еду клиенту и он за нее заплатил, он к вам больше не вернется, второй раз вы ему не продадите. Важна повторяемость процессов, воспроизводимость бизнеса. Целевая система сама важная, весь бизнес строится вокруг нее. У целевой системы есть жизненный цикл. Укрупненно можно сказать, что любой товар проходит следующие стадии:
- Часть природы
- Сырье
- В технологическом переделе
- В канале дистрибуции
- Продается
- Потребляется
- Утилизируется

Система(-ы), которая проводит, протаскивает целевую систему по этим стадиям, называется обеспечивающей системой, а сами состояния товара и практики, меняющие состояние целевой системы (доставка, хранение, производство, выращивание сырья), называются жизненным циклом системы. Примерами обеспечивающих систем (элементов общей, целиковой обеспечивающей системы, проводящей продукты питания по всему жизненному циклу) могут быть магазин, склад, завод, агрокомплекс, транспортная компания. Инвесторы вкладываются именно в обеспечивающие системы, в предприятия, чтобы они, участвуя в проведении целевой системы по жизненному циклу, получали по цепочке распределния денег от потребителей свою часть добавленной стоимости. Поэтому предприниматели часто называют жизненный цикл "цепочкой создания стоимости" (value chain).
Все предприятия целиковой обеспечивающей системы называются расширенным предприятием. Если холдинг или корпорация способны реализовывать практически весь жизненный цикл, то такое расширенное предприятие называется вертикально интегрированным. Люди, входящие в состав расширенного предприятия, называются командой расширенного предприятия.

Принцип 2.
Для того, чтобы на вашем столе появился салат "Цезарь" или том-ям, должно много чего произойти:
Селекционеры и генетики отбирают и выводят лучшие сорта растений и животных, затем агрохолдинги выращивают культурные растения и корм для животных, из которых технологи пищевого производства готовят сырье, которое перевозят на завод FMCG производителя, который отгружает готовый продукт в дистрибуцию, откуда он попадает в розничную сеть, где вы можете его купить и приготовить конечное блюдо.


При этом будет выполнена ваша потребность или нет, зависит от всего жизненного цикла целевой системы - кто-то не есть ГМО или предпочитает фермерских куриц, выращенных без антибиотиков, кому-то нужен стейк рибай из австралийской говядины или грунтовые азербайджанские помидоры с греческим оливковым маслом. Потребности клиента будут определять жизненный цикл и его практики (например, нужна холодная сушка мяса или нет, должна ли строго выдерживаться цепочка холода в цепи поставок).
Т.к. целевых систем даже в сети с ассортиментом 2,000 позиций будет множество, а жизненный цикл сливочного мороженого не похож на жизненный цикл тепличных помидоров, то управление жизенным циклом на уровне предприятия будет достаточно сложным, особенно если учесть, что у продуктов питания короткий срок хранения, а спрос на большинство из них сильно колеблется. Управлением жизненным циклом товаров в розничной сети занимаются категорийные менеджеры совместно с логистами и операциями.
Жизненные цикл есть не только у целевых систем, но и у обеспечивающих тоже. Завод надо спроектировать, закупить оборудование и строительные материалы, построить его, запустить и отладить производство, менять линейки продукции, остановить производство при его устаревании, демонтировать и утилизировать оборудование, снести здания и сооружения и очистить площадку. То же самое с любой другой обеспечивающей системой, они проходят стадии от замысла до утилизации.
Жизненным циклом использующих систем управляет команда расширенного предприятия.
Основной стадией жизненного цикла как для целевой, так и для обеспечивающих систем является стадия использования. Завод должен производить продукцию, еду надо съесть. Система в стадии использования приносит пользу человеку. Польза определяется субъективно, например, сигарета для курильщика полезна, хотя другие люди могут с этим не соглашаться. То же самое можно сказать о любом другом продукте, люди по поводу всего имеют разные мнения. Люди с интересом к системе, неважно к целевой или обеспечивающей, называются стейкхолдерами.


Принцип 3.
Еда (целевая система) в первую очередь должна выполнять свою функцию. Например, перекусить можно бутербродом с семгой, шоколадным баточником или смузи, они все могут выполнить функцию "перебить аппетит". При этом мы понимаем, что конструктивно это очень разно устроенные системы.

С обеспечивающими системами дело обстоит точно также. Вспомним, что говорилось парой абзацев выше: функция обеспечивающей системы в том, чтобы протащить целевую систему через набор состояний, исполняя практики жизненного цикла (генетика, производство сырья, производство продукции, логистика и т.д.). Практики жизненного цикла - это функциональный аспект обеспечивающей системы. Но точно также, как функцию перекуса выполняет бутерброд, функцию представления товара и набора продуктов в корзину покупок выполняет магазин, конструктивное представление элемента обеспечивающей системы. При этом конструктивно это может быть онлайн магазин с центром исполнения заказов, гипермаркет, рынок, где даже ценников нет и множество других вариантов, но функционально они все одинаковы. Поэтому когда говорят о системах, то всегда обсуждают функциональный и конструктивный аспект, при этом говорят, что модули (конструктивные части системы) назначаются на компоненты (функциональные части системы). Например, малый предприниматель стал набирать заказы по соседним квартирам, ездить в гипермаркеты и покупать товары по спискам с доставкой на дом своим клиентам. Его личный автомобиль с ним в роли водителя будет выполнять функции доставки. По мере роста бизнеса может появиться целый автопарк, который будет выполнять все ту же функцию, а затем он вынесет эту функцию на аутсорс в транспортную компанию, которая все еще будет выполнять эту функцию. Что же отличает эти такие разные системы транспортировки?


Принцип 4.
Сервисы и интерфейсы системы. Системы транспортировки отличают оказываемые ими сервисы. Сервис - это, как функция системы видна снаружи. Сервис доступен через интерфейс, с которым связан контракт. Приведу пример:
Есть клиент с потребностью "Перевозить пассажиров и грузы". 100 лет назад он использовал сервис системы дилижансовых перевозок, который заказывал через контору, а интерфейсом этой системы была карета. Контрактом (SLA, SOA) этого сервиса была средняя скорость 15 км/ч, стоимость перевозок определялась тарифами и переговорами. Сейчас можно поехать на поезде либо полететь на самолете, сервис будет доступен через купе поезда либо посадочное место на борту, а контрактом сервиса будет расписание движения и стоимость билета.


При сервисном рассмотрении системы нас не интересует жизненный цикл и внутреннее устройство, мы смотрим на систему как на черный ящик, который что-то делает, отвлекаясь от подробностей реализации.
Если рассматривать обеспечивающую систему через призму сервисов, то мы увидим, что жизненный цикл системы повторяется в последовательности сервисов, которые оказывают друг другу системные элементы. Электростанция вырабатывает электрический ток и выдает пар в тепловые контуры теплиц, чтобы агрокомплекс мог выраживать растения, лаборатории НИОКР исопльзуют электричество, чтобы выращивать новые сорта пшеницы и печатать мясо на 3Д принтерах, новые сорта пшеницы после испытаний идут в агрокомплексы, которые поставляют сырье заводам и т.д. Все системы оказывают другу другу сервисы через интерфейсы (каналы взаимодействия, поставок, инфраструктурные сети и др.) с определенными контрактами.
Контрактом может являться объем производства (продукции, электроэнергии), скорость обработки (заявок, звонков, клиентов, чугуных чушек), способность выполнить работу (построить скоростную железную или автомобильную дорогу в срок и бюджет). Поэтому бизнес-архитекторы говорят даже не о сервисах, а об организационных возможностях (capabilities). И современные стратегии почти всегда обсуждаются в терминах оргвозможностей, которые имеет либо планирует приобрести компания. Оргвозможностей обычно меньше, чем элементов обеспечивающей системы или практик. Скажем, у розничной торговой сети может быть около 800 практик жизненного цикла, 20 обеспечивающих подсистем и всего 7 оргвозможностей. Это связано с тем, то далеко не кажду практику, которая есть на предприятии можно вывести наружу и предоставить как сервис с определенным контрактом. Но именно из оргвозможностей сейчас строятся бизнес-модели и цепочки создания пользы.

Когда бизнес-архитекторы планируют оргвозможности, они типизируют элементы обеспечивающей системы по уровню зрелости - от зарождения, через заказные и продуктовые, до инфраструктурного уровня. Допустим, мобильная связь и электроэнергия, равно как и автомобильные перевозки - это инфраструктурные сервисы и системы, а лаборатории НИОКР и системы автоматического ценообразования или категорийного менеджемента изготавливаются под конкретные нужды и оказывают специально спроектированные сервисы по нетиповым контрактам. Таким образом, для команды каждой обеспечивающей системы бизнес-архитекторы могут подобрать подходящие методы работы и создать правильную структуру команд с подходящими профилями. Для тех, кто находится левее, ближе к зарождению, подойдет Эджайл, а в команду будут нужны молодые креативные сотрудники с большой свободой действий. Им не подойдут 6 сигма и жесткое проектное планирование. Зато оно прекрасно подойдет командам инфраструктурных систем. А вот попытка перейти на Эджайл в сетевой электрораспределительной компании обречена на неудачу.

Теперь, даже если вы мало что знали об организации розничной торговли и системном подходе, вам многое стало ясно, или у вас появились какие-то вопросы, которые хочется прояснить. Системный подход позволяет построить эффективную и конструктивную коммуникацию в проекте с самыми разными людьми. Освоив эти методы мышления, вы сможете результативно договориваться с руководством, смежниками, контрагентами и коллегами, выделять в общении самое важное, и не тратить время на неважное.

Системный подход преподается в Школе системного менеджмента, скоро выходит самый короткий в мире учебник системного мышления с задачником. Результативность обучения в Школе на уровне хороших курсов английского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий