пятница, 15 декабря 2017 г.

Инженерия предприятия через через проектирование оргвозможностей

Ссылка для чтения с мобильных устройств.

“Мы вот однажды внедрили information Security capability. Включало это в себя: 1.Новые бизнес-процессы и новую оргструктуру ролей под них 2. Новый софт 3.Новое оборудование 4. Новое знание у всех людей в компании 5. систему постоянного обновления этих знаний и систему постоянного мониторинга периметра и реакции на всякое (5, впрочем, описывается через первые четыре) в итоге - организация не получила возможность защищать данные, а обрела способность защищать данные. Я термин capability понимаю вот так проще всего.”

Виктор Ерухимович, менеджер проектов PCUBED





Предприятие состоит из capabilities, поставленных, освоенных практик, для краткости дальше они будут оргвозможностями. Разные стейкхолдеры будут называть оргвозможности различными терминами, см. рисунок. Даже интегрированная цепочка поставок тоже может быть оргвозможностью. В нее входят обученная команда, оборудование и оснастка, каналы поставок необходимых материалов, компьютеры и программное обеспечение, данные, ИТ инфраструктура и внутренние сервисы, обслуживающие оргвозможность (та же бухгалтерия, найм персонала или проектное управление). Оргвозможность предоставляет сервис, который доступен через канал взаимодействия (бизнес-интерфейс) с привязанным к нему контрактом.

Сервис-ориентированность современных бизнесов означает сдвиг от классических целевых систем, которые производят предприятия, к целевым системам клиентов. Этот сдвиг происходит чаще всего через оргвозможности (capability acquisition). Пример. Автомобильные концерны рассматривают как целевую систему не только автомобили как таковые, а оргвозможности, которые можно реализовать с их помощью. Автомобили вначале начали сдавать в таксопарки и лизинг (первый шаг к сервис-ориентированности), потом началась эпоха кар-шеринга в кондоминимумах, сейчас есть кар-шеринг в городах, а такси будут роботизироваться. Появляются альтернативные модели “автомобиль по подписке”. Это не означает, что автомобиль перестал быть для автомобильных заводов целевой системой, они ведь не знают, как будет использоваться та или иная выпущенная ими машина, она встает в целевую систему оргвозможности как модуль, это означает, что целевых систем и холархий в современном предприятии множество, и практики жизненных циклов новых целевых систем встают поверх уже существующих. О того, что вы начали сдавать автомобили по подписке, у вас не исчезли учетные системы и бизнес-процессы разработки и производства автомобилей как основной продукции вашего предприятия.

Как оргвозможности связывают целевую систему с обеспечивающей?





В ритейле целевой системой чаще всего является еда в месте потребления. В терминах отрасли это будет “-Товар FMCG”. “-” в названии объекта означает модульное рассмотрение. Товар является частью товарной категории, а категория входит в ассортимент торговой сети. Это очень простая холархия, будет разбираться с ней. В ходе разбирательства нужно понимать, что каждый объект этой схемы является либо классом либо типом, так, за “-Товаром FMCG” скрывается морковь, пластиковая упаковочная пленка, бутылка пива, мясные биточки “Разогрей и съешь!” и многие другие системы со своими моделями жизненного цикла и практиками жизненного цикла.

Добавление нового товара или категории изменяет оргвозможность. Например, чтобы начать продавать табак и алкоголь, нужно получить лицензию и поставить специальное оборудование, чтобы торговать свежими овощами, нужны холодильники с зоной свежести и специальные грузовики и склады, чтобы хранить и возить фрукты и овощи. А если вы хотите готовить свежую еду на месте, то вам надо будет соблюдать требования ХАССП и Роспотребнадзора. Изменение товарной системы приводит к изменению системы оргвозможностей. А если ваша торговая сеть достаточно большая, то вам надо встраиваться в цепочку поставок производителей и учитывать вест жизненный цикл товара FMCG, где вы отвечаете за несколько стадий жизненного цикла товара (дистрибуция, складское хранение, транспортировка, мерчендайзинг, продажа и промо), и косвенно участвуете на стадиях разработки и производства.



Поэтому даже в таком простом бизнесе, как розничная торговля, если у вас сотни магазинов, которые торгуют тысячами различных позиций в 17 товарных категориях, у вас будут десятки видов жизненных циклов и около сотни практик, которые ваше предприятие розничной торговли должно исполнять. Это уже достаточно сложная система систем (в оргвозможность входят стейкхолдеры, поэтому она всегда будет системой систем), у которой появляется архитектура, а значит и поднадзорность.



Оргвозможность состоит из освоенных предприятием ритейла практик жизненного цикла товарной системы, у нее есть архитектура, которая отслеживается через поднадзорность, и она доступна клиентам через интерфейсный модуль “магазин”, с которым связан контракт “цена-качество-доступность товара на полке”. “-+” перед объектом “магазин” означает, что учитывается как модульный “-” аспект, так и аспект размещений “+”, т.к. на один и тот же товар разных магазинах могут быть разные цены, его качество и доступность (контракт интерфейса) тоже будут отличаться.

Обращу внимание на ролевой аспект команды продукта (“=” перед названием объекта). Закупщик, контрактующий поставщика товара, мерчендайзер, который разрабатывает планограмму и выкладку, промоутер в магазине, будь он от поставщика или штатный магазинный - все входят в команду продукта наравне с инженерами-разработчиками и технологами производства. И той и другой стороне хорошо бы не забывать про существование и практики друг друга.

И это только один системный уровень, если пойти вверх по холархии, то там будут товарные категории, у которых свои виды жизненного цикла, и появляется управление категориями, которое реализуется командой товарной категории. Интерфейсом к этой оргвозможности для потребителей категории будут уже все магазины торговой сети. Мы видим, как холархия товарной системы связана с холархией оргвозможностей предприятия.

Следующим системным уровнем идет управление ассортиментом, которое в ритейле смешано с предыдущим, см. статью про управление категориями. На самом деле в категорийном менеджменте необходимо выделять как управление категориями, так и управление ассортиментом как системой в целом.





Оргвозможность имеет интерфейс не только к клиентам, но и к другим оргвозможностям, например, системным уровнем выше. Этот интерфейс хорошо описывается трансакцией ДЕМО между командой продукта и командой товарной категории в случае интерфейса “-Оргвозможность производства и дистрибуции товаров FMCG” - “-Оргвозможность категорийного менеджмента” либо командой товарной категории и командой управления ассортиментом в случае интерфейса “-Оргвозможность категорийного менеджмента” - “-Оргвозможность ассортиментного менеджмента FMCG”. Замечу, что интерфейс с клиентом тоже организован по шаблону трансакции (покупка в магазине), но в шаблоне описания оргвозможности это не показано.

Наконец, последний момент, связанный с оргвозможностями - это JTBD. Инвестиции идут в технологический стек оргвозможностей и возвращаются через оплату JTBD клиентами.



Оргдеятельность индивида и домохозяйства является использующей системой оргвозможностей. Практики жизненного цикла оргдеятельности подчинены дисциплине оргдеятельности домохозяйства. Например, вегетарианец будет пользоваться оргвозможностями ритейла форматов “Вегетарианское питание”, а молодая мама будет заходить в магазины “Здоровый малыш”. Разные JTBD клиентов будут определять потенциал каждой оргвозможности.

JTBD ритейла можно восстановить из транспортных потоков, например:









https://yandex.ru/company/researches/2016/home_work

Типовая JTBD для жителей Подмосковья “Когда я возвращаюсь с работы после длинной поездки и тяжелого дня, я хочу [быстро и дешево поесть, выпить, отдохнуть, заправить/помыть автомобиль, купить продукты и т.п.]”

Итак, реинжиниринг предприятия можно провести с помощью проектирования оргвозможностей.

Шаг 1. Постройте системную холархию текущих целевых систем предприятия.
Шаг 2. Постройте системную холархию обеспечивающей системы расширенного предприятия.
Шаг 3. Постройте технологический стек оргвозможностей предприятия, укажите клиентские интерфейсы и трансакции взаимодействия уровней технологического стека.
Шаг 4. Определите использующую систему стека оргвозможностей и JTBD в ней.
Шаг 5. Выберите JTBD, которые вы хотите улучшить (на которых будете строить новый бизнес).
Шаг 6. Спроектируйте оргвозможность так, чтобы оптимально адресовать выбранную JTBD.








Комментариев нет:

Отправить комментарий