Ссылка для чтения с мобильных устройств.
Почему системные инженеры любят ролевое поведение? Роли социальные и стейкхолдерские, координация и ДЕМО-дискурс.
Ролевое поведение и культура как сочетание наиболее важных ролевых поведений в сообществе свойственно высшим животным. Ключевое отличие человеческих сообществ в том, что модели поведения могут быть отчуждены от носителей с помощью экзокортекса и освоены другими людьми, даже если нет контакта между мастером и учеником. Это позволяет строить Колосса Человеческого.
Для решения сложных задач людям нужно разделять работы по созданию системы между специалистами, освоившими сложное ролевое поведение (специальность, ремесло), и затем объединять результаты работ. На разделение труда повлиять очень сложно, отрасли и специальности становятся десятилетиями и даже столетиями. И если мы хотим улучшить результативность и эффективность совместного труда, надо думать не столько над тем, как делить работы, сколько над тем, как их объединять в целостную функциональную систему, интегрировать.
Наиболее часто с проблемой интеграции работ сталкиваются проектные менеджеры и системные инженеры. Первые больше озабочены тем, как построить или изменить предприятия, вторых волнует продукция и услуги, которые эти предприятия производят и оказывают.
Сегодняшней общепринятой практикой объединения работ стало управление жизненным циклом, см. Свод знаний по управлению проектами, стандарты ИСО/МЭК 15288 и 12207, а также ГОСТ Р 57098-2016 и 57101-2016. Если иерархическая структура работ (WBS) или структура работ проекта (Project Breakdown Structure) показывают как работы делить, то модель жизненного цикла показывает, как результаты этих работ собрать обратно в работающую систему. Другими словами, жизненный цикл - это функциональная схема проекта, он показывает, как проект работает. Модель жизненного цикла нужна, чтобы участники проекта понимали, какое ролевое поведение от них требуется, чтобы проект работал как было запланировано.
Наиболее современной общепринятой мета-моделью жизненного цикла является SEMAT, у Школы системного менеджмента есть русскоязычная адаптация, приведенная в соответствие с другими системноинженерными стандартами.
Не стоит думать, что организации просто исполняют заявленную модель деятельности или заявленная модель реализуется подачей простых откликов (feedback) в ответ на действия. Как знает опытный и вдумчивый менеджер бюджетный контроль и панель КПЭ дают очень противоречивые результаты управления, т.к. адаптивные системы обходят любые фиксированные правила. Примером того, как воплощаются модели жизненного цикла и оргструктуры может являться effective downward causation (эффективное вертикальное обуславливание), концепция, которая объясняет образование оргструктур потребностью в минимизации количества связей между частями организации.
Как было сказано выше, ролевое поведение может быть врожденным и легко осваиваться сообществом в силу природной склонности к такому поведению. Например, все дети учатся ходить, говорить, бегать, их не надо учить этому. Но есть и контринтуитивное поведение, которому практически нельзя научиться простым наблюдением. Нельзя научиться позному бегу, дикторской речи, танцевальному шагу простым наблюдением, для этого нужно учиться по особым методикам. Врожденное и бессознательно выучиваемое поведение я назову социальной ролью (например, роли родителя, законопослушного гражданина), а контринтуитивное поведение я назову стейкхолдерской ролью.
Помимо того, что социальные и стейкхолдерские роли отличаются возможностью выучивания, у них есть второе ключевое отличие. У стейкхолдерских ролей есть целеполагание, которое диктует их поведение:
Целеполагание позволяет стейкхолдерам договариваться по совместным действиям по изменению состояния мира, которые называются производственными актами, этот процесс называется координацией. В системном подходе ШСМ координация описывается в дискурсе ДЕМО с использованием шаблонов трансакций.
При этом конфигурация понятий (концептуальная схема мира) каждого стейкхолдера описывается частным методом описаний, а мега-модель системы содержит все учтенные частные методы описаний и все частные описания системы. В ДЕМО-дискурсе мега-модель используется для подведения объектов реального мира под типы моделей, используемых стейкхолдерами в акте координации.
Так, использование мега-модели и модели жизненного цикла позволяет объединять производственные акты и их результаты, производственные факты, в воплощение системы. Мега-модель координирует производство целевой системы, а модель жизненного цикла координирует производство обеспечивающей системы. При этом архитектура обеспечивающей системы определяется архитектурой целевой системы через обратный закон Конвея. Обратный закон Конвея объясняет, почему в организации необходимо создавать проектный офис и матричную структуру, если нужно сделать нетиповой продукт, т.к. в функциональной структуре “как ни собирай швейную машинку, получается пулемет”.
Вывод - сложные технические и социотехнические системы (предприятия) можно построить только используя сложные контринтуитивные модели ролевого поведения. Или, проще, модели стейкхолдеров (стейкхолдерских ролей) и практик (ролевой деятельности), которые оказывают сервис через интерфейс (канал взаимодействия). При этом стейкхолдерская роль подразумевает наличие у нее частного метода описания (конфигурации концептуальной модели мира). Наличие частного метода описания позволяет накапливать опыт в предметной области независимо от конкретного человека, изначально его получившего, и осуществлять прогнозирование развития событий и планирование в предметной области. Сложную систему описывает множество таких моделей (финансовых, экономических, технических, управленческих и др.), с помощью которых можно предсказать, как будет себя вести система и как ее изменять.
Пример - банк собирает информацию о вашей зарплате и ежемесячных тратах, составляет на их основе модель поведения вашего домохозяйства, и на основе этой модели может точно сказать, какой кредит вы сможете оплатить.
Различие между описанием роли и ее фактическим исполнением называется человеческим фактором. Изучением и снижением влияния человеческого фактора на качество исполнения модели жизненного цикла занимается междисциплинарная область “надежность человека и эргономика”.
Виды жизненных циклов и практики.
Объединять результаты работ можно разными способами, которые разбиваются на две группы.
Группа 1. Заранее заданные виды жизненного цикла (prespecified), в которых конструирование, производство, использование и поддержка начинаются после завершения проектирования и разработки. Используются для типовых систем.
Группа 2. Эволюционные (evolutionary), становящиеся виды жизненного цикла, в которых проектирование и разработка идут параллельно с конструированием, производством и использованием. Используются для нетиповых систем и систем систем, т.н. “первые в своем роде”.
И это ключевой момент для понимания термина “практика” и его отличия от “процесса”. В процессе входы преобразуются в выходы, процесс завершается, когда все выходы готовы и приняты заказчиком процесса. В практике (культурной, стейкхолдерской деятельности) как таковых заранее определенных выходов нет, есть определяемая учебной дисциплиной деятельность, результаты которой могут быть использованы в любой момент.
Пример. Когда я только начинал инженерную карьеру, на один мой рабочий эскиз глянул главный конструктор и сказал “не пойдет, у корабля стальная палуба, если этот кабель упадет на него, будет короткое замыкание”. Я тогда поразился, как человек сразу подумал о том, что будет только года через три да еще и в реальной обстановке, хотя это, конечно, типовой ход системного мышления. Замечу, главный конструктор не стал ждать чертежа с литерой (выхода процесса), он был стейкхолдером “инженер-проектировщик” и работал с тем, что есть, исходя из дисциплины проектирования. В процессном подходе (или работе с готовыми фреймворками) он бы дождался, пока я разработаю чертеж, прошелся бы по нему с чек-листом, выяснил недостаток конструкции, оформил замечание на доработку. А время бы уходило, все бы получали зарплату, дела бы стояли. Поэтому стейкхолдерские роли и подход со стороны практик = дисциплина + технология обходятся заказчику намного дешевле и качественнее, чем любой самый лучший фреймворк управления проектами.
Врезка про роли стейкхолдерские и актерские
Со стороны людей “практики” (компонентами работы) соотносятся с “процессами” (модулями работы) как стейкхолдеры соотносятся с актерами, назначенными на эту стейкхолдерскую роль. Актеры заполняют организационную структуру предприятия, у них есть полномочия и ответственность.
Почему системные инженеры любят ролевое поведение? Роли социальные и стейкхолдерские, координация и ДЕМО-дискурс.
Ролевое поведение и культура как сочетание наиболее важных ролевых поведений в сообществе свойственно высшим животным. Ключевое отличие человеческих сообществ в том, что модели поведения могут быть отчуждены от носителей с помощью экзокортекса и освоены другими людьми, даже если нет контакта между мастером и учеником. Это позволяет строить Колосса Человеческого.
Для решения сложных задач людям нужно разделять работы по созданию системы между специалистами, освоившими сложное ролевое поведение (специальность, ремесло), и затем объединять результаты работ. На разделение труда повлиять очень сложно, отрасли и специальности становятся десятилетиями и даже столетиями. И если мы хотим улучшить результативность и эффективность совместного труда, надо думать не столько над тем, как делить работы, сколько над тем, как их объединять в целостную функциональную систему, интегрировать.
Наиболее часто с проблемой интеграции работ сталкиваются проектные менеджеры и системные инженеры. Первые больше озабочены тем, как построить или изменить предприятия, вторых волнует продукция и услуги, которые эти предприятия производят и оказывают.
Сегодняшней общепринятой практикой объединения работ стало управление жизненным циклом, см. Свод знаний по управлению проектами, стандарты ИСО/МЭК 15288 и 12207, а также ГОСТ Р 57098-2016 и 57101-2016. Если иерархическая структура работ (WBS) или структура работ проекта (Project Breakdown Structure) показывают как работы делить, то модель жизненного цикла показывает, как результаты этих работ собрать обратно в работающую систему. Другими словами, жизненный цикл - это функциональная схема проекта, он показывает, как проект работает. Модель жизненного цикла нужна, чтобы участники проекта понимали, какое ролевое поведение от них требуется, чтобы проект работал как было запланировано.
Наиболее современной общепринятой мета-моделью жизненного цикла является SEMAT, у Школы системного менеджмента есть русскоязычная адаптация, приведенная в соответствие с другими системноинженерными стандартами.
Не стоит думать, что организации просто исполняют заявленную модель деятельности или заявленная модель реализуется подачей простых откликов (feedback) в ответ на действия. Как знает опытный и вдумчивый менеджер бюджетный контроль и панель КПЭ дают очень противоречивые результаты управления, т.к. адаптивные системы обходят любые фиксированные правила. Примером того, как воплощаются модели жизненного цикла и оргструктуры может являться effective downward causation (эффективное вертикальное обуславливание), концепция, которая объясняет образование оргструктур потребностью в минимизации количества связей между частями организации.
Как было сказано выше, ролевое поведение может быть врожденным и легко осваиваться сообществом в силу природной склонности к такому поведению. Например, все дети учатся ходить, говорить, бегать, их не надо учить этому. Но есть и контринтуитивное поведение, которому практически нельзя научиться простым наблюдением. Нельзя научиться позному бегу, дикторской речи, танцевальному шагу простым наблюдением, для этого нужно учиться по особым методикам. Врожденное и бессознательно выучиваемое поведение я назову социальной ролью (например, роли родителя, законопослушного гражданина), а контринтуитивное поведение я назову стейкхолдерской ролью.
Помимо того, что социальные и стейкхолдерские роли отличаются возможностью выучивания, у них есть второе ключевое отличие. У стейкхолдерских ролей есть целеполагание, которое диктует их поведение:
Целеполагание позволяет стейкхолдерам договариваться по совместным действиям по изменению состояния мира, которые называются производственными актами, этот процесс называется координацией. В системном подходе ШСМ координация описывается в дискурсе ДЕМО с использованием шаблонов трансакций.
При этом конфигурация понятий (концептуальная схема мира) каждого стейкхолдера описывается частным методом описаний, а мега-модель системы содержит все учтенные частные методы описаний и все частные описания системы. В ДЕМО-дискурсе мега-модель используется для подведения объектов реального мира под типы моделей, используемых стейкхолдерами в акте координации.
Так, использование мега-модели и модели жизненного цикла позволяет объединять производственные акты и их результаты, производственные факты, в воплощение системы. Мега-модель координирует производство целевой системы, а модель жизненного цикла координирует производство обеспечивающей системы. При этом архитектура обеспечивающей системы определяется архитектурой целевой системы через обратный закон Конвея. Обратный закон Конвея объясняет, почему в организации необходимо создавать проектный офис и матричную структуру, если нужно сделать нетиповой продукт, т.к. в функциональной структуре “как ни собирай швейную машинку, получается пулемет”.
Вывод - сложные технические и социотехнические системы (предприятия) можно построить только используя сложные контринтуитивные модели ролевого поведения. Или, проще, модели стейкхолдеров (стейкхолдерских ролей) и практик (ролевой деятельности), которые оказывают сервис через интерфейс (канал взаимодействия). При этом стейкхолдерская роль подразумевает наличие у нее частного метода описания (конфигурации концептуальной модели мира). Наличие частного метода описания позволяет накапливать опыт в предметной области независимо от конкретного человека, изначально его получившего, и осуществлять прогнозирование развития событий и планирование в предметной области. Сложную систему описывает множество таких моделей (финансовых, экономических, технических, управленческих и др.), с помощью которых можно предсказать, как будет себя вести система и как ее изменять.
Пример - банк собирает информацию о вашей зарплате и ежемесячных тратах, составляет на их основе модель поведения вашего домохозяйства, и на основе этой модели может точно сказать, какой кредит вы сможете оплатить.
Различие между описанием роли и ее фактическим исполнением называется человеческим фактором. Изучением и снижением влияния человеческого фактора на качество исполнения модели жизненного цикла занимается междисциплинарная область “надежность человека и эргономика”.
Виды жизненных циклов и практики.
Объединять результаты работ можно разными способами, которые разбиваются на две группы.
Группа 1. Заранее заданные виды жизненного цикла (prespecified), в которых конструирование, производство, использование и поддержка начинаются после завершения проектирования и разработки. Используются для типовых систем.
Группа 2. Эволюционные (evolutionary), становящиеся виды жизненного цикла, в которых проектирование и разработка идут параллельно с конструированием, производством и использованием. Используются для нетиповых систем и систем систем, т.н. “первые в своем роде”.
И это ключевой момент для понимания термина “практика” и его отличия от “процесса”. В процессе входы преобразуются в выходы, процесс завершается, когда все выходы готовы и приняты заказчиком процесса. В практике (культурной, стейкхолдерской деятельности) как таковых заранее определенных выходов нет, есть определяемая учебной дисциплиной деятельность, результаты которой могут быть использованы в любой момент.
Пример. Когда я только начинал инженерную карьеру, на один мой рабочий эскиз глянул главный конструктор и сказал “не пойдет, у корабля стальная палуба, если этот кабель упадет на него, будет короткое замыкание”. Я тогда поразился, как человек сразу подумал о том, что будет только года через три да еще и в реальной обстановке, хотя это, конечно, типовой ход системного мышления. Замечу, главный конструктор не стал ждать чертежа с литерой (выхода процесса), он был стейкхолдером “инженер-проектировщик” и работал с тем, что есть, исходя из дисциплины проектирования. В процессном подходе (или работе с готовыми фреймворками) он бы дождался, пока я разработаю чертеж, прошелся бы по нему с чек-листом, выяснил недостаток конструкции, оформил замечание на доработку. А время бы уходило, все бы получали зарплату, дела бы стояли. Поэтому стейкхолдерские роли и подход со стороны практик = дисциплина + технология обходятся заказчику намного дешевле и качественнее, чем любой самый лучший фреймворк управления проектами.
Врезка про роли стейкхолдерские и актерские
Со стороны людей “практики” (компонентами работы) соотносятся с “процессами” (модулями работы) как стейкхолдеры соотносятся с актерами, назначенными на эту стейкхолдерскую роль. Актеры заполняют организационную структуру предприятия, у них есть полномочия и ответственность.
Практики::Процессы как Стейкхолдеры::Актеры.
Системная холархия человеческого капитала, темпоральные части людей.
Человек - начинается в момент рождения, заканчивается в момент смерти.
Работник - начинается в момент заключения контракта, завершается в момент прекращения контракта, прерывается на нерабочее время.
Актер/Актор - начинается в момент назначения на задачу, уполномачивания (например, полицейский или военный получает наряд, если наряда нет, полномочия у него отсутствуют, стрелять и задерживать он не может). Заканчивается в момент завершения полномочий, снятия с должности. Не может выходить за пределы рабочего времени.
Компетентный член команды - воплощение функционально успешного стейкхолдера. Могу и хочу, в момент реализации практики.
Навык - человек в момент применения конкретного навыка, например, написания текста методом слепой десятипальцевой печати.
Объясняю разницу между компетентным членом команды (воплощением стейкхолдера) и актором. Допустим, есть актер, который отлично играет Гамлета в постановке Иванова 2007 года. Сомнений в его квалификации нет, он делал это 30 раз и каждый раз выходил на бис. Тут его приглашают сыграть (назначают актором предприятия) в Урюпинске, колхоз “Заря” в ночную смену без оплаты сверхурочных, командировка за свой счет. И он отказывается (делегирование не происходит). Команду (социотехническую систему) в Урюпинске собрать невозможно, проект не успешен.
Возвращаясь к формуле практика = дисциплина + технология, раскрою два понятия, скрывающиеся в термине “дисциплина”. Бывает дисциплина практики, аппарат предметного мышления:
И бывает дисциплина актерская, исполнение положений поднадзорности или комплаенс. В ситуации с Урюпинском режиссер может сказать: “Иван, ведь ты же коммунист (актер предприятия Коммунистическая партия, у которой есть архитектура и поднадзорность и комплаенс), ты должен (иначе будут санкции, предусмотренные комплаенсом)!” И Иван поедет (исполнит актерскую, организационную роль).
Лидерство заключается как способности уговорить человека исполнять дисциплину практики (быть квалифицированным стейкхолдером, функциональный аспект лидерства), так и актерскую дисциплину (соблюдать комплаенс предприятия, модульный аспект лидерства).
Всегда следует помнить, что при системном рассмотрении предприятия команды будут иметь как функциональное (стейкхолдеры, деятельность, практики) рассмотрение, так и модульное (актеры, организация, “процессы/проекты/кейсы”) рассмотрение.
Отсюда определяется capability, поставленная, воплощенная практика, оргвозможность и оргспособность.
Небольшая дискуссия на эту тему:
“Yehor Churilov К теме. Конструктивистское дизассемблирование понятий возможности и способности.
«способность к Б = констатация наличия у оператора некоторой ресурсообеспеченной практики А для реализации сценария Б»
http://anticomplexity.org/modelirovanie-vozmozhnosti-i.../
Александр Турханов Да, очень в тему.
Анатолий Левенчук сценарий это процесс, развёртка во времени (динамический модуль). Несколько практик могут поучаствовать в процессе (разные функции выполняются одной конструкцией). То есть несколько оргвозможностей даёт оргспособность. Ну, можно и так.
Я как раз в учебнике сейчас прописываю новую конструкцию ЖЦ: основные (т.е. архитектурные) решения по назначению практик на работы. То есть ЖЦ 2.0 включает в себя ЖЦ 1.0 и добавляет связь между практиками и работами, оргвозможностями и оргспособностями. При этом одна оргвозможностью вполне может дать множество оргспособностей (одна реализованная функция может поддержать множество разных сценариев работы, то бишь помочь реализовать много разных планов).”
Другими словами, программный менеджмент, также известный как сценарное планирование развития предприятия, работает с оргспособностями, выводит предприятие на определенную траекторию развития, сравни, например, с McKinsey Deliverology. Программирование предприятия подразумевает способность надежно планировать работы с каким-нибудь горизонтом, который может быть 3 недели, а может быть и 3 года наперед. Это возможно только при наличии онтологии предприятия и ведущей дисциплиной, поддерживающей программный менеджмент, является инженерия предприятия.
Портфельный менеджмент работает с ресурсным обеспечением практик, с оргвозможностями, в этой дисциплине решается какой практике под какой сценарий какие дать ресурсы в обеспечение реализации желаемого сценария.
Портфельный менеджмент интересуется в первую очередь функциональным аспектом предприятия, исполнением архитектурных требований к предприятию (стратегии), при этом не интересуясь модульным устройством его работ, этим занимается проектный и программный менеджмент. Портфельный менеджмент можно уподобить функционально-стоимостному анализу социотехнической системы предприятия - какой должен быть оптимальный уровень затрат на каждый компонент?
Важно понимать разницу между портфельным менеджментом и системным предпринимательством. Портфельный менеджмент подчиненная дисциплина, подразумевается, что архитектурные требования к предприятию (его стратегия) определена и задана, а портфельный менеджмент отвечает на вопрос, как оптимально эти требования реализовать.
Системная холархия человеческого капитала, темпоральные части людей.
Человек - начинается в момент рождения, заканчивается в момент смерти.
Работник - начинается в момент заключения контракта, завершается в момент прекращения контракта, прерывается на нерабочее время.
Актер/Актор - начинается в момент назначения на задачу, уполномачивания (например, полицейский или военный получает наряд, если наряда нет, полномочия у него отсутствуют, стрелять и задерживать он не может). Заканчивается в момент завершения полномочий, снятия с должности. Не может выходить за пределы рабочего времени.
Компетентный член команды - воплощение функционально успешного стейкхолдера. Могу и хочу, в момент реализации практики.
Навык - человек в момент применения конкретного навыка, например, написания текста методом слепой десятипальцевой печати.
Объясняю разницу между компетентным членом команды (воплощением стейкхолдера) и актором. Допустим, есть актер, который отлично играет Гамлета в постановке Иванова 2007 года. Сомнений в его квалификации нет, он делал это 30 раз и каждый раз выходил на бис. Тут его приглашают сыграть (назначают актором предприятия) в Урюпинске, колхоз “Заря” в ночную смену без оплаты сверхурочных, командировка за свой счет. И он отказывается (делегирование не происходит). Команду (социотехническую систему) в Урюпинске собрать невозможно, проект не успешен.
Возвращаясь к формуле практика = дисциплина + технология, раскрою два понятия, скрывающиеся в термине “дисциплина”. Бывает дисциплина практики, аппарат предметного мышления:
И бывает дисциплина актерская, исполнение положений поднадзорности или комплаенс. В ситуации с Урюпинском режиссер может сказать: “Иван, ведь ты же коммунист (актер предприятия Коммунистическая партия, у которой есть архитектура и поднадзорность и комплаенс), ты должен (иначе будут санкции, предусмотренные комплаенсом)!” И Иван поедет (исполнит актерскую, организационную роль).
Лидерство заключается как способности уговорить человека исполнять дисциплину практики (быть квалифицированным стейкхолдером, функциональный аспект лидерства), так и актерскую дисциплину (соблюдать комплаенс предприятия, модульный аспект лидерства).
Всегда следует помнить, что при системном рассмотрении предприятия команды будут иметь как функциональное (стейкхолдеры, деятельность, практики) рассмотрение, так и модульное (актеры, организация, “процессы/проекты/кейсы”) рассмотрение.
Отсюда определяется capability, поставленная, воплощенная практика, оргвозможность и оргспособность.
Небольшая дискуссия на эту тему:
“Yehor Churilov К теме. Конструктивистское дизассемблирование понятий возможности и способности.
«способность к Б = констатация наличия у оператора некоторой ресурсообеспеченной практики А для реализации сценария Б»
http://anticomplexity.org/modelirovanie-vozmozhnosti-i.../
Александр Турханов Да, очень в тему.
Анатолий Левенчук сценарий это процесс, развёртка во времени (динамический модуль). Несколько практик могут поучаствовать в процессе (разные функции выполняются одной конструкцией). То есть несколько оргвозможностей даёт оргспособность. Ну, можно и так.
Я как раз в учебнике сейчас прописываю новую конструкцию ЖЦ: основные (т.е. архитектурные) решения по назначению практик на работы. То есть ЖЦ 2.0 включает в себя ЖЦ 1.0 и добавляет связь между практиками и работами, оргвозможностями и оргспособностями. При этом одна оргвозможностью вполне может дать множество оргспособностей (одна реализованная функция может поддержать множество разных сценариев работы, то бишь помочь реализовать много разных планов).”
Другими словами, программный менеджмент, также известный как сценарное планирование развития предприятия, работает с оргспособностями, выводит предприятие на определенную траекторию развития, сравни, например, с McKinsey Deliverology. Программирование предприятия подразумевает способность надежно планировать работы с каким-нибудь горизонтом, который может быть 3 недели, а может быть и 3 года наперед. Это возможно только при наличии онтологии предприятия и ведущей дисциплиной, поддерживающей программный менеджмент, является инженерия предприятия.
Портфельный менеджмент работает с ресурсным обеспечением практик, с оргвозможностями, в этой дисциплине решается какой практике под какой сценарий какие дать ресурсы в обеспечение реализации желаемого сценария.
Портфельный менеджмент интересуется в первую очередь функциональным аспектом предприятия, исполнением архитектурных требований к предприятию (стратегии), при этом не интересуясь модульным устройством его работ, этим занимается проектный и программный менеджмент. Портфельный менеджмент можно уподобить функционально-стоимостному анализу социотехнической системы предприятия - какой должен быть оптимальный уровень затрат на каждый компонент?
Важно понимать разницу между портфельным менеджментом и системным предпринимательством. Портфельный менеджмент подчиненная дисциплина, подразумевается, что архитектурные требования к предприятию (его стратегия) определена и задана, а портфельный менеджмент отвечает на вопрос, как оптимально эти требования реализовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий