Под управлением проектами организации (OPM3, P3M, P2M) подразумевают программирование предприятий. Аналогично программированию компьютеров и киберфизических систем, инженеры-программисты социотехнических систем делятся на архитекторов (постановщиков), разработчиков, инфраструктурщиков и техподдержку. Вопрос, как их правильно назвать, чтобы понятийно отстроиться от “инженеров предприятия”, занимающихся трубами и слаботочкой и ИТ-архитекторов, которые чаще всего просто “опытные программисты, склонные к теоретизированию”, но вопрос на мой взгляд чисто технический.
Подальфы системной схемы проекта для предприятий розничной торговли
Онтологизирование и программирование (предприятия) - это одно и то же. Архитекторы должны прогружать онтологию (предприятия) в головы работников (см. Постулат 5 манифеста инженерии предприятия).
Пример онтики розничной торговли
На базе онтики можно строить технологические стеки оргвозможностей. Технологические стеки оргвозможностей строятся от jobs-to-be-done клиентов (пользователей целевой системы) вниз до уровня, который отслеживает архитектор.
Пример технологического стека торговой сети convenience (value chain)
Job story
В ситуации, когда у меня есть от 2 до 10 минут на покупки и перекус и мне надо дозакупить продукты на 2-12 часов вперед или неплотно поесть, я хочу иметь выбор основных товаров потребления или готовой еды, чтобы комфортно дождаться возможности полноценной закупки.
Уровень 2
Питание дома, на ходу, на месте
Уровень 1
Приготовление и сервировка еды
Уровень 0
Закупка продуктов и готовой еды
Уровень -1
Выкладка продуктов и готовой еды
Уровень -2
Приготовление готовой еды в магазине
Уровень -3
Доставка и хранение продуктов, полуфабрикатов, сырья
Уровень -4
Доставка и хранение продуктов, полуфабрикатов на склад
Уровень -5
Изготовление продуктов и полуфабрикатов
Уровень -6
Выращивание и производство животного сырья
Уровень -7
Выращивание и производство растительного сырья
Уровень -8 Производство воды, энергии и удобрений
В реальности в отрасли существует множество параллельных технологических стеков, и предприятие встроено лишь в некоторые ветки. Например, если в одном стеке доставка и хранение продуктов использует гарантированную цепочку холода (температурного режима), то предприятия, которые не могут ее выдерживать, в этом стеке и создаваемой в нем добавочной стоимости принять участие не могут.
Возможные инновации в пищевом технологическом стеке.
При этом разные уровни технологического стека (классы систем) находятся на разном уровне зрелости технологий, другими словами, виды жизненных циклов колеблются от каскадного до эволюционного оппортунистического:
Вот как технологический стек изображает Simon Wardley. Горизонтальная ось разделена на области системных уровней, в которых классы систем имеют типовые виды жизненных циклов. Чем правее расположен элемент, тем ближе вид жизненного цикла к каскадному и тем у него более стандартные и унифицированные интерфейсы.
Успешные инновации в каком-то технологическом стеке приводят к резкому росту эффективности всего стека и переделу рынка в пользу более эффективной модели.
Циклы развития и совершенствования приводят к продвижению уровня технологического стека вправо.
Для систем, находящихся на разном уровне зрелости, нужны различные методы управления работами - от Эджайл до 6 Сигма.
Прорывы происходят для систем, в которых происходит индустриализация (значительное движение вправо) какого-то уровня технологического стека.
Значительные движения не ограничиваются одним стеком, т.к. в левых частях эволюционные виды жизненных циклов систем и нестабильные интерфейсы, поэтому ошибка распространяется на другие уровни технологического стека, приводя к его перестройке. Такие перестройки управляются методами программного менеджмента. Вам надо создавать либо модифицировать архитектуру предприятия, менять жизненные циклы и целевые системы, создавать новые оргвозможности, обучать людей новым дисциплинам и технологиям. Или программировать предприятия, создавая новые модели поведения, которым они могут следовать.
Это в продолжение дискуссии про технологические стеки оргвозможностей и объяснение, почему школа системного менеджмента работает с нижними уровнями стека мышления.
[1] Simon Wardley keynote https://vimeo.com/189984496
[2] https://medium.com/wardleymaps/better-for-less-58fe8c0a3aaa
Комментариев нет:
Отправить комментарий