Полная модель в PDF.
Менеджеры, использующие системный подход, всегда рассматривают минимум 5 систем - использующую (1), целевую (2), в операционном окружении (3), обеспечивающую (5) и использующую обеспечивающей (не показана на рисунке) (предприятие, осуществляющее проект).
В нотации АрхиЭссенс выглядит так. Система отмоделирована как идеальный оргсервис-продукт (идеальная система это та, которая не имеет воплощения, наиболее близкий пример - облачные сервисы) и как 4Д-экстент Node. Идеальный оргсервис-продукт реализует “железку”, которую можно пнуть или погрузить в тачку. Отношение странное, т.к. отношение реализации направлено от более конкретных сущностей к менее конкретным (например, Программа реализует Бизнес-сервис).
Стейкхолдеры поставляющей и приобретающей стороны.
Ответьте для себя на вопрос - а точно ли вы понимаете, чем отличаются пользователь от оператора?
А чем поведение покупателя отличается от поведения плательщика?
Зачем нужны эти разделения?
В своих рассуждениях помните, что это не два юрлица и договор поставки между ними, это ролевое описание. Покупателем может быть дистрибутор, который дальше через свою сеть продает розничным клиентам (пользователям).
Раскрываем целевую систему
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы нужно точнее отмоделировать элементы. Начнем с целевой системы. При моделировании помним, что системы определяются субъективно, стейкхолдерами, и поэтому модели должны отвечать на какие-то важные вопросы, которые они задают. Шесть групп стейкхолдеров, шесть групп вопросов.
Раскрываем обеспечивающую систему
Эта диаграмма задает минимум рассматриваемых стейкхолдеров (задействованных стейкхолдеров), если опустить побочные сервисы целевой и обеспечивающих систем, которые они оказывают затрагиваемым стейкхолдерам, см. подробнее про разницу здесь.
Бизнес кейсы приобретающей стороны и поставляющей стороны.
Точно так же, как у проекта есть два проектных менеджера с поставляющей стороны и приобретающей стороны, существуют два бизнес-кейса, доходные и расходные части которых различаются. Основное содержание работы программного менеджера заключается в постоянной оценке бизнес-кейсов и балансировке ресурсов между проектами для достижения максимальной пользы.
Организационные интерфейсы и интероперабельность
Приобретающая и поставляющая сторона взаимодействуют через организационные принципы, в идеале построенные по принципам открытых систем (интероперабельность, business processes interoperability).
Это третье поколение “матричных организаций”, окончательное разрушение information silos.
Как строить эффективные организационные интерфейсы см. учебник на примере построения многоуровневых организационных интерфейсов между разработчиками и остальным миром.
Привязанность стейкхолдеров к практикам на примере конкретной системы
Целевая система в стадии использования становится подальфой “Технологии” системной холархии использующей системы. При этом для реализации бизнес-кейса может быть необходима смена Дисциплины практики, см. также полную диаграмму поставляющей и приобретающей стороны, курс действий “План использования модифицированной функциональной возможности для достижения целей”.
Другими словами, стейкхолдер “Пользователь” нанимает целевую систему выполнять какую-то работу в жизненном цикле использующей системы, см.
Подальфы Эссенс для проекта магазина
Другие подальфы для проекта поставки магазина:
Стейкхолдеры - Оператор магазина, Клиент магазина, Операционный менеджмент, Инвестор, Владелец помещения, Надзорный орган, Работник магазина.
Возможности - Конкурентное окружение, Трафик, Сегменты потребителей, Развитие территории
Определение системы - Локация, Концепт, Ассортиментная матрица, Планировка магазина, Клиентская петля, Бизнес-кейс
Система - Ассортимент, Торговый зал, Клиентские сервисы, Промо-предложения
Команда - Проектировщик, Строитель, Категорийный менеджер, Логист, Работник магазина, Талант
Технологии - Управление цепями поставок, Мерчендайзинг, Операции торгового зала и обслуживание клиентов, Собственное производство и ХАССП, Ценовое восприятие, Безопасность и потери.
Архитектурное описание квалифицированного стейкхолдера и режимов функционирования 1, 2 и 3
Подробно написано здесь*. Общая идея в том, что мышление квалифицированного стейкхолдера отвечает архитектурным требованиям к мышлению при уверенном владении предметным мышлением (освоение дисциплины на уровне базальных ядер, т.н. “Неосознанная компетентность”). Управление жизненным циклом команды направлено на вывод членов команды в стадию Использования, т.е., эффективное получение компетентных стейкхолдеров с высокой situation awareness, способностью планировать развитие ситуации, используя предметный фреймворк.
Пара слов о talent acquisition, приобретении талантов в команду. Она происходит полностью по диаграмме:
Целевой системой является квалифицированный стейкхолдер, точнее, сразу несколько, т.к. это именно талант, а не просто исполнитель. Он же, в рефлексивной позиции, является частью обеспечивающей системы. А также собственником.
*Возможно, вместо бихевиоризма EAST, должна быть дисциплина Perceptual Control Theory (PCT).
Обязательность рассмотрения еще двух холархий для менеджеров
Поэтому менеджеры помимо пяти ранее упомянутых должны рассматривать еще две холархии - холархии стейкхолдеров и команд целевой и обеспечивающих систем.
Для всех этих систем семи холархий ставятся свои цели (goals) и определяется курс действий по их достижению (objectives). Скорее всего, целеполагание должно разбиваться на три части - приобретающую, поставляющую и влияемую.
Не описанные, но связанные темы:
Модель коммуникаций при корректировке поведения в ответ на отклик
Холархия команд и жизненный цикл команд, цели применения практик жизненного цикла команд
Талант-Команда практики ("Шина" или "Спагетти")-Облачное сообщество-Социальная сеть.
Трассировка сущностей модели системного менеджмента к модели PRINCE2
Благодарю Отлично!
ОтветитьУдалить