среда, 23 августа 2017 г.

Тренинг по инженерии проектной деятельности “Планирование и запуск проекта” - выбор формата проведения

Для кого: для менеджеров проектов, которые хотят улучшить контроль над сложными нетиповыми проектами или переходят в программный менеджмент.

Ограничения:
  1. Подразумевается владение основными методами управления проектами
  2. Материал рассматривается исключительно с позиций проектного менеджера, роли предпринимателя и инженера исключены
  3. Подразумевается, что целевая система определена на высоком уровне

В остальном набор не ограничен.
Материал рассматривается на примере разработки и запуска в производство самоуправляемого автомобиля.

Это первый из серии тренингов по инженерии проектной деятельности.

Описание архитектуры тренинга № 1 “Планирование и запуск проектной деятельности”

Упражнение 1. Установление контакта с приобретающей стороной. Запуск предпроекта. Методы оценки работ, начальное планирование команды. Проверка возможности.
Упражнение 2. Предпроект. Разработка WBS, диаграммы создания системы, модели жизненного цикла, оргструктуры проекта. Оценка стоимости жизненного цикла системы. Целеполагание проекта для четырех групп стейкхолдеров, планирование организационного уровня каналов взаимодействия (бизнес-интерфейсов). Планирование и организация совещаний по запуску проекта (kick-off meeting, KOM).
Упражнение 3. Защита предпроекта у заказчика.
Упражнение 4. Определение стейкхолдеров по модели жизненного цикла.
Упражнение 5. Разработка плана управления проектом.
Упражнение 6. Планирование содержания проекта, детализация WBS, разработка словаря WBS. Разработка профилей компетентности IPT и CFT. Начальная оценка стоимости производства.
Упражнение 7. Разработка верхнеуровневой модели бизнес-кейса и формализация методов оценок.
Упражнение 8. Разработка модели жизненного цикла команды, обоснование выбора МЖЦ команды. Выбор модели лидерства для различных команд, разработка стратегии приобретения компетенций, разработка стратегии обучения и развития.
Упражнение 9. Календарно-сетевое планирование проекта, использование метода Монте-Карло для оценки рисков расписания. Ведомый рисками выбор гейтов, развилок и альтернатив плана реализации проекта.
Упражнение 10. Проведение КОМ.

Структура модуля/упражнения:
Домашнее/классное задание. Текст + видеолекция. Учебные задачи с тестами. Результатом является рабочая тетрадь с начальными ответами.
Групповой прогон, 40 минут на упражнение результатов тестов, разбор вариантов решения. Результатом является рабочая тетрадь с ответами по результатам обсуждения.
Эссе, домашнее задание по желанию. Заполненная рабочая тетрадь с результатами рефлексии по каждому блоку. Обсуждение со студентами и преподавателями.

Пример упражнения
Описание кейса
Компания онлайн торговли ALLOEXPRESS устроила хакатон на разработку автономного самоуправляющегося автомобиля для доставки малогабаритных грузов на “последней миле”. Хакатон выиграла команда выпускников магистратуры системной инженерии и технологического предпринимательства Февральского федерального университета. Директор по развитию ALLOEXPRESS вложил в эндаумент ФевФУ 15 тысяч Евро на проработку предпроекта по разработке и постановке этой модели грузовика в производство. Ректор ФевФУ назначил руководителем этого проекта заведующего кафедры технологического предпринимательства, а научным руководителем заведующего кафедры системной инженерии и поставил срок 1 месяц на подготовку и внутреннюю защиту предпроекта. На выполнение работ по предпроекту выделены: магистрант кафедры системной инженерии, магистрант технологического предпринимательства, студент 4-го курса кафедры “Системы управления сложными объектами и процессами” и студент 4-го курса по направлению “Проектирование транспортно-технологических систем”. Данный предпроект в случае успешной защиты перед инвесторами ALLOEXPRESS будет засчитан им как курсовая работа.
Первый контакт с заказчиком, начальная проработка возможности
Задача 1. Грант выделен, на завтра назначена первая встреча с директором по развитию ALLOEXPRESS (далее ДПР). Проректор Высшей школы экономики и менеджмента, который также ведет курс по международному электронному бизнесу, прозвонился к ДПР и уточнил его ожидания от встречи, он хочет увидеть структуру презентации предпроекта и сроки подготовки промежуточных результатов с детализацией не более недели. Кроме того, он выясняет, что ДПР 7 лет работал инженером по валидации.
Команда проекта - оба завкафедры, магистранты и студенты 4-го курса, всего 6 человек, собралась для планирования завтрашней встречи, на которой будут еще присутствовать директор эндаумента, проректор и ДПР.
Какие стейкхолдеры присутствуют на совещании?
  1. Менеджер проекта
  2. Системный инженер
  3. Продажник
  4. Презентатор
  5. Студент
  6. Организатор работ
  7. Переговорщик
  8. Технический писатель
  9. Директор по развитию
  10. Заказчик
  11. Покупатель
  12. Инвестор
  13. Финансист
  14. Оценщик талантов/Хэдхантер
Какие стейкхолдеры будут присутствовать на завтрашнем совещании?
  1. Менеджер проекта
  2. Системный инженер
  3. Продажник
  4. Презентатор
  5. Студент
  6. Организатор работ
  7. Переговорщик
  8. Технический писатель
  9. Директор по развитию
  10. Заказчик
  11. Покупатель
  12. Инвестор
  13. Финансист
  14. Оценщик талантов/Хэдхантер

  • Должна ли команда обсудить состав стейкхолдеров этой встречи?
  • Должна ли команда обсудить состав стейкхолдеров завтрашней встречи? В полном объеме или кратко?
  • Нужно ли определить интересы и ориентировочные цели стейкхолдеров для завтрашнего совещания?
  • Нужно  ли определить роли стейкхолдеров, обязательные к исполнению на завтрашней встрече?
  • Нужно ли определить практики, которые должны исполнять стейкхолдеры команды на завтрашнем совещании?
  • Нужно ли в явном виде распределить роли стейкхолдеров внутри команды?
  • Нужно ли при распределении ролей учитывать имеющиеся компетенции членов команды?
Что нужно сделать дальше и в каком порядке?
А) Определить цели, повестку и структуру совещания, выслать ее на согласование всем участникам
Б) Определить состав предпроекта, минимальные требования к оформлению презентации и ее разделам, распределить работы между участниками
В) Взять номер телефона ДПР у проректора и в телефонном разговоре уточнить характеристики использующей системы грузовика (логистическая система ALLOEXPRESS)
Г) По открытым источникам (социальные сети, сайт компании, публикации) как можно больше узнать о ДПР
Д) Проанализировать текущую ситуацию по карточкам SEMAT

После мозгового штурма команда проекта записала на флип-чарте следующие разделы презентации предпроекта:
  1. Варианты логической архитектуры
  2. Варианты физической архитектуры
  3. Стейкхолдеры
  4. План коммуникаций
  5. Модель жизненного цикла команды и необходимые компетенции
  6. Make or purchase решения
  7. Смета проекта
  8. Бизнес-кейс и финансовые сценарии проекта
  9. Схема финансирования проекта с обоснованием
  10. Риски проекта
  11. Целевая система, ее граница, использующая система и системы в операционном окружении
  12. Варианты модели жизненного цикла и обоснование выбора
  13. WBS и структура IPT
  14. Стоимость жизненного цикла
  15. Список системных платформ (платформа транспортного средства, платформа кузовного хранения грузов, платформа силовой установки, навигационная и ориентационная платформа)
  16. Мастер-план проекта
Какие из разделов надо оставить и в какой последовательности расположить? Почему? Как организовать разработку разделов, в какой последовательности? Каким стейкхолдерам нужны какие разделы и на какие интересы они отвечают? Какие методы описания будут использованы для подготовки презентации? Нужно ли уточнить на завтрашней встрече требования к методам описания и у кого уточнять?

Наработанные материалы по тренингу (примерно 30% теории и 5% упражнений) собраны здесь.

Есть два варианта проведения

  1. Двухдневный суббота-воскресенье, блок начального планирования первый день, блок уточненного планирования второй день.
    Деловая игра Команда А против Команды Б. Тренер читает базовую теорию перед каждой задачей, 10 минут. Потом все решают задачи, заполняют рабочую тетрадь проекта. Рабочая тетрадь предзаполнена и находится на Дропбоксе/Гугл Драйве. На каждое упражнение 30 минут решения, 40 минут разбора с тренером и другой командой против эталонного решения кейса. Начисление штрафных баллов. За каждое упражнение максимум 10 баллов, итого 100 баллов за все. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
  2. Однодневный, перевернутый класс. Студенты выполняют упражнения и изучают теорию, на тренинг приносят решенные задачи и заполненную рабочую тетрадь проекта. На тренинг 40 минут разбирается каждое упражнение.
На выходе в любом случае у студентов комплект теории, решенный кейс и образцы заполнения проектной документации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий