четверг, 2 августа 2018 г.

Как, для кого и зачем описывать практики

Существуют методологические основания считать образование системой и применять к нему системный подход [1], [2]. Это означает, что мы можем определить стейкхолдеров образования (кому оно нужно), требования к образованию (зачем применять знания, как адаптировать применение знаний), жизненный цикл и архитектуру знаний (как описывать знания, дисциплину, его получение, как организовать разделение труда). Цель этой статьи - обосновать необходимость применения трех методов описаний архитектуры образования.

Краткое содержание статьи
Определены три основных метода описания знаний:
Метод описания для извлечения, хранения и накопления знаний о практиках. Онтические описания дисциплины практики, нормативный код практики.
Метод описания для планирования и выполнения работ по изменению мира. Модели практики как черного ящика - контекст применения, входы/выходы, меры контроля и обеспечение практики; модели практики как прозрачного ящика - модели выучивания и освоения практики (дидактический код практики).
Модели адаптации и применения практики, модели приобретения и использования технологии (исполняемый код практики).

В статье рассмотрена обобщенная модель жизненного цикла образования EduOps как системы, определены ее стейкхолдеры и их потребности.

Моделирование организационного контекста жизненного цикла образования
Перенесем модель жизненного цикла из [2] в нотацию ArchiMate, при этом используем соглашение о моделировании, принятое в [3].
Полученная функциональная модель жизненного цикла доступна по адресу:
https://drive.google.com/file/d/1t73cm9hKOzpwWmXr8rphwHiDfwp4MneI/view?usp=sharing
Полученная структурная модель жизненного цикла доступна по адресу:
https://drive.google.com/file/d/1O9stSrKF17dmMos8DsQnT6-F8PM2J6EL/view?usp=sharing
Модель стейкхолдеров:
https://drive.google.com/file/d/1BsbWptWunRjw00N72e_EB7RtW5tJ0qdu/view?usp=sharing
Модель требований стейкхолдеров:
https://drive.google.com/file/d/1RjrVyoExBORBm9HFm1dCqRZHoTVIkqYb/view?usp=sharing
Трассировка требований стейкхолдеров к стейкхолдерам:
https://drive.google.com/file/d/1CYeP_f2gIXohrB8T9F1qDvs2l_9WD5LT/view?usp=sharing

В последней модели видно, что интересы стейкхолдеров можно сгруппировать в три группы, для каждой из которых согласно ISO42010 необходимо создать три группы архитектурных описаний:
- Нормативный код практики
- Дидактический код практики
- Исполняемый код практики
Аналогичная структура архитектурных описаний, если судить по [4], используется в ГК “Аэропорт Домодедово”.

Приведу примеры рабочих продуктов для каждой группы описаний.
Нормативный код. Научные статьи, имитационные модели, формальный код SBVR, ArchiMate, BORO для формального вычислимого выражения онтики.
Дидактический код. Учебники, инструкции, руководства, методический и дидактический материал, шаблонные рабочие процессы в BPMS и трекерах, чек-листы, лучшие практики. Обучение переносимому между ситуациями знанию.
Исполняемый код. Протоколы совещаний, рабочие инструкции, скрипты в САПР и PLM системах, настроенные под проект рабочие процессы в BPMS и трекерах.

Разные рабочие продукты создаются с помощью разных методов описаний и отвечают на разные интересы разных стейкхолдеров. Поэтому при создании описания практики следует уточнить, для кого создается такое описание и на какие интересы оно должно ответить. Полученная модель может служить отправной точкой для размышлений в своих проектах.

Исходник модели в ArchiMate 3.0:
https://drive.google.com/open?id=1XQnddPZfJDKWcEpZwOjLB8gvkXYumKCF

Список стейкхолдеров:
СХ1. Онтолог и эпистемолог предметной области
СХ2. Предприниматель в области образования
СХ3. Инструктор и тренер
СХ4. Технолог применения знания
СХ5. Пользователь знаниевой технологии
СХ6. Пользователь моделей знания
СХ7. Моделлер знания
СХ8. Дидактический инженер
СХ9. Верификатор дидактики
СХ10. Учащийся, изучающий предмет
СХ11. Инвестор в человеческий капитал
СХ12. Тренируемый использованию технологии
СХ13. Аналитик контекста использования знаний
СХ14. Разработчик руководства по адаптации знаний к контекстам
СХ15. Инженер метода (ситуационный, лин)
СХ16. Лин-менеджер, заказчик приспособленного под ситуацию метода 
СХ17. Контроллер корректности применения приемов мышления
СХ18. Валидатор мышления
СХ19. Мыслитель
СХ20. Рефлексирующий мыслитель
СХ21. Эксперт предметной области
СХ22. Оператор свода знаний
СХ23. Пользователь технологии и метода мышления
СХ24. Владелец цифровых активов
СХ25. Валидатор технологии мышления
СХ26. Владелец технологий мышления

Список требований стейкхолдеров:
ТСХ1. Мировоззрение исследователя дисциплины должно быть явно промоделировано, чтобы оценивать актуальность и адекватность создаваемых им онтик дисциплины
ТСХ2. Польза знаний должна оцениваться для перехода учащихся со своего текущего уровня на уровень SoTA и дальнейшее своевременное обновление этого уровня,чтобы была общая основа для бенчмарка инвестиций
ТСХ3. Должны быть приведены примеры либо механизмы объединения онтики дисциплины с онтологией [merge], чтобы было понятно, как обеспечивать многодисциплинарность работы
ТСХ4. Должны быть заданы границы применимости дисциплины, чтобы не допускать ошибок KB/SB/RB, связанных с выходом за рамки применимости дисциплины
ТСХ5. Достоверность причинно-следственных связей между концептами, гипотезы и свидетельства в их отношении должны документироваться, чтобы обеспечивать доказательную базу эффективности дисциплины и технологии
ТСХ6. Разрабатываемые классы объектов деятельности должны точнее отражать фактическую деятельность по сравнению с дисциплиной, которая используется сейчас, чтобы улучшить характеристики модели знаний
ТСХ7. Разрабатываемые классы объектов деятельности и связи между ними должны быть поддержаны техническими и ИТ решениями, чтобы быстро разворачивать и эффективно поддерживать новое мышление
ТСХ8. Должна быть реалистичная программа обучения предлагаемому аппарату абстрагирования и тренингу технологии, чтобы исследования по дисциплине не были проведены впустую
ТСХ9. Разрабатываемая онтика дисциплины не должна противоречить онтологии верхнего уровня, чтобы не пришлось перестраивать противоречащие модели других дисциплин
ТСХ10. Программа и методика обучения дисциплине должна давать учащимся части онтологии верхнего уровня, чтобы они понимали необходимые теоретические основы дисциплины и могли адаптировать ее под контекст
ТСХ11. Модель оценки пользы от изучения дисциплины должна обосновывать изучение необходимых частей онтологии верхнего уровня, иначе на ее изучение не будут выделены время и ресурсы
ТСХ12. Микротеория должна быть актуальной и соответствовать SoTA, чтобы увеличить срок использования знаний
ТСХ13. Привязка микротеории к производственной практике должна производиться по стандартным методикам, чтобы сократить срок от получения нового знания до начала его использования (time-to-market)
ТСХ14. Польза предсказаний микротеории должна быть значительно выше стоимости получения этих предсказаний при использовании знаний в реальной обстановке, чтобы получение, использование и поддержание знаний имело смысл
ТСХ15. Должна быть модель оценки пользы применения знаний для конкретного контекста, чтобы оценить эффективность инвестиций в конкретную программу обучения
ТСХ16. Метамодель и нотация должны надежно сохранять и без ошибок передавать критические области знания
ТСХ17. Актуальные версии метамодели и нотации, которые были использованы при фиксации знаний, должны быть доступны для изучения пользователям знания, чтобы адаптированный метод мог поддерживаться центральным репозиторием знаний
ТСХ18. Применимость знаний в различных контекстах и объем рынка сбыта разрабатываемых знаний должны учитывать возможности распространения и использования предлагаемой метамодели и нотации в предлагаемых контекстах и на рассматриваемых рынках
ТСХ19. Должны быть обоснования и руководства к применению классов рабочих продуктов, чтобы при адаптации метода можно было бы делать обоснованные выборы (trade-offs) по их использованию
ТСХ20. Для классов рабочих продуктов должна быть модель стоимости их создания и поддержания и модель пользы использования, чтобы обосновано принимать решения об адаптации метода
ТСХ21. Для каждого учащегося должны выявляться имеющиеся приоры, которые помогают или мешают изучать дисциплину, и они должны учитываться при обучении, чтобы не давать слишком крутую или пологую траекторию обучения
ТСХ22. Форматы онтических описаний должны быть понятны и запоминаться большинством реальных пользователей знаний, чтобы они переносили опыт применения знаний между ситуациями и накапливали знания
ТСХ23. Адаптированные под контекст применения технологии должны приносить заявленную пользу, чтобы на пользователя технологии был рыночный спрос
ТСХ24. Типовые рабочие ситуации применения знаний должны разбираться в дидактическом и методическом материале при обучении дисциплине, чтобы начать применять знания сразу после обучения
ТСХ25. Результаты применения дисциплины в рабочих ситуациях должны учитываться при разработке дисциплины, чтобы улучшать ее эффективность и применимость
ТСХ26. Фактическая доля и количество получивших новые применимые на практике знания учащихся должна устраивать всех стейкхолдеров знания, чтобы задача освоения знания не осложнялась противодействием команды
ТСХ27. Обученный новым знаниям человек должен учитываться как актив и вложения в него должны приносить пользу, чтобы не терять вложенных в обучение ресурсов
ТСХ28. Знания, которые учащиеся получают на учебных рабочих местах, должны быть переносимы на фактические рабочие места, чтобы не тратить дополнительные ресурсы на обучение производственным технологиям
ТСХ29. Возврат инвестиций в новые знания должен учитывать стоимость жизненного цикла оснащенных рабочих мест
ТСХ30. Обучение дисциплине должно включать в себя тренинги на рабочем месте с фактическими индивидами объектов деятельности и обучением реалистичному в производственных условиях циклу PDCA дисциплины
ТСХ31. Модели оценки эффективности инвестиций должны адекватно отражать работу обученных людей на оснащенных рабочих местах, чтобы надежно обосновывать инвестиции в приобретение технологии и обучение людей использованию технологии
ТСХ32. Учебные наборы данных должны обеспечивать полное покрытие содержания дисциплины для всех планируемых контекстов использования знаний, чтобы проверить качество усвоения знаний учащимися
ТСХ33. Учебные наборы данных должны быть похожи на фактические рабочие данные предметной области, чтобы можно было выполнять валидацию знаний в контролируемых учебных условиях
ТСХ34. Разрабатываемая дисциплина должна давать качественную метамодель учебных наборов данных, чтобы была четкая прослеживаемость результатов верификации знаний против онтики дисциплины
ТСХ35. Должна быть возможность сторонней проверки результатов вычислений и размышлений на соответствие учебным методикам, чтобы проверять качество своего обучения
ТСХ36. Должна быть сторонняя проверка результатов вычислений на соответствие микротеории дисциплины, чтобы проверять качество своего мышления
ТСХ37. Результаты вычислений должны учитываться при оценке пользы инвестиций в знания, чтоб получить непосредственную оценку результативности обучения
ТСХ38. Разработка технологии на базе дисциплины должна учитывать часто встречающиеся ошибки применения и использования в реальных контекстах, чтобы уменьшать потери от ошибок на уровне технологии
ТСХ39. Дидактический и методический материал по дисциплине должен учитывать наиболее частые или критичные ошибки использования знания, чтобы снижать количество ошибок за счет обучения
ТСХ40. Технология должна снижать количество допускаемых в ходе применения ошибок, чтобы улучшать возврат инвестиций в знания
ТСХ41. Ошибки применения и использования, их частота и оценка последствий должна учитываться в модели оценки полезности знаний, чтобы выделять достаточное количество ресурсов на борьбу с этими ошибками
ТСХ42. Должно измеряться качество преобразования микротеории дисциплины в дидактические и методические материалы, чтобы выделять достаточные ресурсы на разработку дидактических и методических материалов
ТСХ43. Должна измеряться зависимость между уровнем усвоения учебного материала и уровнем владения дисциплиной и технологией, чтобы определять оптимальное распределение ресурсов между обучением и тренировкой
ТСХ44. Должна измеряться степень изменения процессов на рабочем месте в зависимости от усвоения и применения знаний и технологии, чтобы понимать эффективность учебного процесса
ТСХ45. Модель пользы знаний должна выделять зависимости усвоения материала, изменения процессов на рабочем месте и финансово-экономических показателей процессов на рабочем месте, чтобы считать эффективность инвестиций в знания на всем жизненном цикле
ТСХ46. Должна показываться статистически значимая связь между повышением качества мышления и окупаемостью инвестиций в знание, чтобы инвестиционная программа не была досрочно прекращена
ТСХ47. При оценке способности научиться новому знанию должны быть учтены характеристики рабочей памяти учащихся, чтобы не было невыполнимых программ обучения
ТСХ48. Индивиды рабочих продуктов практики должны соответствовать требованиям по адекватности, осознанности, абстрактности и рациональности дисциплины, чтобы были свидетельства применимости дисциплины в реальных условиях
ТС49Х. Факты использования индивидов рабочих продуктов практики должны являться сильными свидетельствами полезности знания
ТСХ50. Факты использования индивидов рабочих продуктов практики должны являться сильными свидетельствами экономической эффективности инвестиции в знания

Дальнейшее направление исследований будет определено после разработки вариантов концепции эксплуатации системы обучения Школа системного менеджмента.
Особый интерес вызывает изучение концепции EduOps и ее соответствие работам Марка Акоева по архитектуре исследовательского университета [5, 6].

[1] https://ailev.livejournal.com/1429330.html
[2] https://ailev.livejournal.com/1431056.html
[3] https://bit.ly/2NZjDFG 
[4] https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/a18741
[5] https://www.slideshare.net/ailev/archimate-61640387
[6] https://incose-ru.livejournal.com/54648.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий