Стаж научно-педагогической работы – 19 лет. Область интересов: информационные технологии для поддержки решений в организации и управление научными и образовательными процессами.
Эксперт в области наукометрии. Автор и редактор монографии "Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии"
http://info.clarivate.com/rcis_scientometrics
С презентациями выступлений можно ознакомится по адресу:
https://www.slideshare.net/Marcus.Akoev
Вопрос: как получить выгоду от выполнения НИОКР (R&D) на предприятиях и на каких условиях можно привлечь на подряд для выполнения НИОКР ученых из университетов или академических институтов?
Ответ:
Выгода от выполнения НИОКР на предприятии бывает двух видов:
-Продукцию или услугу нельзя разработать без выполнения НИОКР. Например лекарство, новый материал с заданными характеристиками, и т.д.
- Продукция или услуга, которую разработали с привлечением результатов НИОКР, создается или дорабатывается быстрее, либо надежность результата выше, либо себестоимость единицы продукции ниже. В идеале все три пункта.
В первом случае модель затраты-выгода считается по стандартным финансово-экономическим моделям. Во втором случае выгода рассчитывается на основании проектных оценок или с помощью бенчмарков. Бенчмарк подразумевает, что у вас должна быть статистика по производительности предыдущих проектов либо по числу выявленных ошибок на основании статистического управления процессами. Чем больше данных, тем точнее расчеты.*
* Примечание. Выгода во втором случае рассчитывается по стоимости жизненного цикла. Lifecycle costs в промышленности, в ИТ total cost of ownership 5y, полная стоимость владения на 5 лет или другой установленный срок окупаемости.
Доходная часть может формироваться за счет продажи инновационности в продукте или сервисе, как это происходит у Splat или Samsung.
Если вы не можете измерить выгоду от добавления НИОКР к процессу разработки то не играйте с наукой. Постановка практики выполнения НИОКР - длительный процесс, вы будете окупать его больше года и/или двух-трех проектов. Исключение составляет ситуация, когда вы получаете технологию с высоким уровнем готовности к применению.
Вопрос: какие стейкхолдеры есть в проектах R&D?
Ответ:
Стейкхолдеры процесса R&D:
Организаторы - предприятия с потребностями в инновационном пути развития продукции и производства.
Интерес: снижение затрат на разработку и производство продукции или услуг, повышение качества продукции или услуг, сокращение времени на разработку новой продукции или услуг, увеличение предсказуемости и расширение горизонта планирования. Еще их интересует получение консультаций при внедрении и они готовы брать студентов из команды НИОКР в штат.
Разработчики нового инженерного знания на предприятиях. Сюда входят инженеры-исследователи, инженеры-разработчики и архитекторы предприятий. Адаптируют модели компактного описания мира для разработки новой продукции или услуг.
Интерес: сокращение неопределенности при проектировании и разработке нетиповых изделий или услуг.
Лидеры научных групп, которые работают в составе НИИ, исследовательских университетов, подразделений R&D. Лидеры научных групп выступают руководителями и организаторами проектов, которые они делают для внешних заказчиков. В случае подразделений R&D внешних по отношению к подразделению, например, для других департаментов компании или других компаний холдинга.
Интерес: привлечь внешнее финансирование для выполнения исследований и быть уверенными, что научный результат проверяется практикой. Для университетских лидеров это возможность готовить выпускников под потребности предприятий, чтобы их брали на работу после выпуска из университета.
Студенты университетов участвуют в работе научных групп под руководством лидеров.
Интерес: получать деньги в университете и одновременно повышать свою профессиональную компетенцию. Они ценят возможность пойти работать на предприятие, для которого выполняется НИОКР.
Вопрос: какую jobs-to-be-done помогает решить организации сторонний исследователь, который занимается НИОКР?
Ответ:
Возможные JTBD.
Если создание нового или изменение существующего продукта или услуги или орг.возможности требует от разработчиков научных знаний об устройстве мира, которые выходят за пределы того что, они освоили в ВУЗе или могут освоить в короткий срок сами, то необходимо или импортировать знания или создавать.
Знания об устройстве мира и инженерные знания классифицируются по 9 уровням модели готовности технологии к применению (TRL). Уровни 1-2 это фундаментальное знание, которое производится в исследовательских институтах и университетах, оно распространяется в виде публикаций. Исследования уровня 1-2 не финансируются компаниями в интересах решения практических задач. Уровень 3-4 это уровень прикладных исследований, на нем показывается принципиальная возможность применения результатов фундаментальных исследований для решения практических задач. С этих уровней начинается финансирование со стороны предприятий. Уровень 9 это подтвержденный факт соответствия изделия, которое создали с применением технологии, заранее установленным критериям качества.
Возможны три случая:
- Создание нового продукта и организация его производства, например фармацевтические компании, производство чипов электроники, манхэттенский проект, IBM 360 и т.д. То есть в случае больших новых и уникальных либо редких проектов, часто с созданием технологии производства, когда нет готовой технологии производства.
- Получение экспертных знаний о уже разработанных готовых моделях, чтобы быстрее и качественнее решать поставленную задачу.
- Построение новых моделей для решения задач.
Вопрос: какая общая возможность есть для проектов R&D?
Ответ:
R&D это средство. В R&D всегда есть большие временные затраты на перебор вариантов, организацию серии экспериментов по созданию новой продукции либо процессов. Ученые снижают эти затраты за счет применения моделей компактного описания мира, которые выработало научное сообщество. По запросу заказчика они могут использовать только те модели, которые инженеры адаптировали для эффективного применения, и это сократит еще и затраты на технологическую подготовку производства. Ученые являются носителями моделей компактного описания мира и могут выступать также и авторами инженерных решений, как минимум для инструментальной базы исследований.
Вопрос: какие проблемы решают ученые?
Ответ:
Знания хранятся у людей, и с этим связано два процесса. Первый процесс - организациям становятся недоступны люди, которые являются носителями этих знаний, т.к. они уходят на пенсию, болеют, умирают. Второй процесс - знания имеющихся людей не соответствуют потребностям инженерного процесса, компетенции кадров не хватает для работы на новом оборудовании или в новых ИТ-системах. Системы управления знаниями на материальных носителях на самом деле несут только данные, но не информацию и не сами знания. И последнее, не все знания выделены в явном виде и такие знания существуют только в голове человека. Ушел человек в другую организацию и организация эти знания потеряла, а новая могла и не приобрести, скажем, если к.т.н. ушел работать таксистом.
NB если знания оставили след в форме отчетов или статей, то при наличии квалифицированных специалистов, которые умеют работать с эксплицированными знаниями и понимают надпредметную область, знания можно заново ввести в оборот.
Ученые и вспомогательный персонал объединяются в научную группу для кооперации в рамках разделения труда по производству нового знания. Научные группы могут работать над сторонними заказами, значимая доля их бюджета формируется от выполнения НИОКР, в “западной практике” 30-50%.
Вопрос: за счет чего формируется остальные 50-70%? Как принципиально работает взаимодействие в науке, откуда приходят новые люди и новые деньги?
Ответ:
У генераторов научного знания есть потребность в негосударственном финансировании 80% необходимого объема исследований, при этом количество артефактов научной деятельности хорошо прогнозируется в зависимости от объемов финансирования исследований. Генераторы научного знания заинтересованы понимать варианты использования полученного знания производителями-инноваторами. Успешные применения нового знания обеспечивают им авторскую известность и приток студентов и аспирантов. После обучения эти студенты и аспиранты передаются производителям-инноваторам как носители новых знаний.
У разработчиков нового инженерного знания есть потребность в новых научных моделях для поиска более эффективных технических и экономических решений, которые они предоставляют производителям-инноваторам. Разработчики нового инженерного знания заинтересованы получать эти знания с обученными в ходе НИОКР студентами со стороны генераторов научного знания. Разработчики нового научного знания заинтересованы знать варианты использования нового знания производителями-инноваторами.
У производителей-инноваторов есть потребность в постоянном получении новых технических решений и квалифицированных для их использования людей. Эти технические решения и люди позволяют совершенствовать существующие либо создавать новые организационно-технические решения, которые со стороны клиентов этих предприятий видны как востребованные и конкурентоспособные орг.сервисы.
Другими словами, усиливающаяся конкуренция требует постоянных инноваций, которые идут по 9 шагам модели готовности технологии к применению (TRL). При этом деньги в цепочку создания знаний приходят со стороны производителей-инноваторов, и инвестируются в генераторов нового научного знания с горизонтом начала отдачи минимум 1,5-2,0 года.
Вопрос: что получается в итоге?
Ответ:
Отдача инвестированных средств производится за счет решения задач производства или облегчения работы инженеров и студентов.
Наукометрические показатели по статьям являются хорошими прогностическими показателями качества научных исследований и могут быть использованы при управлении инвестициями.
Предприятия меньше занимаются исследованиями самостоятельно (исключение фарма), больше работают во взаимодействии с университетами.
Выгоды
- снижение затрат на дорогой ресурс, который читает статьи и т.п. и который непонятно чем загрузить.
- широкий взгляд на проблемы за счет внутренней кооперации ученых в университете.
- получение не только решения и консультаций, но и команды внедрения и поддержки в форме студентов.
Вопрос: какая роль подразделения R&D и организация взаимодействия R&D с университетами?
Ответ:
Задача подразделения R&D заключается в решении прикладных задач в интересах предприятий. Если нет задачи или способа измерения выгоды от работы R&D подразделения для конкретных проектов, то работа R&D будет состоять в генерации знаний или генерации убытков.
R&D в работе с университетами выступает как центр коммуникаций и контроля внешних проектов.
Раздел прав собственности и пользования на интеллектуальную собственность определяется тем, кто что вкладывает и стадией зрелости продукта. Если предприятие дает деньги под конкретную задачу, то собственность его, и в договор может быть вписано эмбарго на публикацию. Если за 6-18 месяцев заявка на патент не оформлена, то университет имеет право публикации. Чем ближе задел по технологии к 9 уровню, тем более партнерские и выгодные отношения для университетов. Проблема в том, что для университетов 5 уровень - это предел. Пример Вайцман, который за процент с продаж разрешает использование своих запатентованных технологий.
Вопрос: Как выбирать chief scientist? На какие основные моменты нужно обращать внимание?
Ответ:
Чтобы получить достаточную гарантию того, что человек понимает научные процессы, может коммуницировать, вести проекты и в состоянии систематически читать литературу, можно назначать главой R&D человека со степенью PhD европейского, североамериканского или японского университета в ТОП 200 рейтинга THE по профилю предприятия. Как минимум один проект PhD завершил, и у вас будет уверенность в том, что еще один он тоже сделает. Выбирать лучше естественника, а не математика или специалиста по computer science.
В РФ нужно спрашивать руководителя и коллег, что кандидат делал, насколько систематически умеет работать, насколько ленив.
Обязательно нужно вести внешний контроль заказа. Вы должны понимать, что хотите и как измеряете результат. Делите задачу на части и оплачивайте по этапам, все как с внешними рисковыми подрядами.
Систематически цикл производства научной инженерной продукции в российских университетах не налажен. Есть некоторое число стихийных групп.
Сразу ученые университета задачу не решат, если у них нет задела. Обычная практика, когда продают результат, который уже получили, из гранта финансируют создание задела на будущий грант или договор.
Хорошая схема - это управлять явно коммуникациями. Создавайте университет предприятия. Используйте модель тройной спирали.
Update: Архитектурное описание деятельности исследовательского университете в формате ArchiMate по ссылке.
Презентация "Наукометрические показатели в работе R&D подразделений" по ссылке.
================
Коллеги , Можно пример для software enginiring различных уровней TRL ?
ОтветитьУдалить(Так сказать выстроить в Stack)
Ответы по ссылке в FB https://www.facebook.com/alex.turkhanov/posts/10216543173268888?comment_id=10216543565958705&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R0%22%7D
Удалить