Успех (success) - достижение поставленных целей в задуманном виде, благоприятное завершение или исход попытки или предприятия.
Успех определяют люди, у которых есть цели. Если у вас нет цели в отношении проекта или системы, то вы не сможете сказать успешен он был или нет. Для того, чтобы поставить цель, вы должны построить прогноз, представить себе возможный мир. И если в будущем реальный мир будет похож на прогноз, на возможный мир, вы скажете, что цель достигнута.
Цели всегда в возможном мире, не в реальном.
Человек должен иметь в голове модель мира, чтобы спрогнозировать ситуацию, оценить ее и поставить цель. По этой модели и строится прогноз. У детей такой модели нет и они не умеют планировать, потом они выучивают модели и начинают понимать последствия своих действий и динамику развития ситуации. Такая модель в голове и использование модели в жизни называется дисциплиной. Например, человек, которого научили считать и делать арифметические операции, будет считать деньги в магазине. В этом случае он строит прогноз, хватит ли у него денег в кармане на покупку, и выбирает столько товаров и таких, чтобы уложиться в бюджет покупки. Другой пример - человек, которого научили пользоваться часами и расписанием движения транспорта, будет планировать время выхода из дома и маршрут так, чтобы не опоздать на встречу или самолет.
Люди планируют и исполняют задуманное с помощью дисциплины в голове. Нет дисциплины - нет целей.
Дисциплины бывают научные, такие как физика, химия, математика, и прикладные, такие как бухгалтерский учет, строительство, транспортная логистика. Дисциплина в голове, но люди чаще всего используют какую-то технологию, чтобы практиковать эту дисциплину. Бухгалтер использует калькулятор, 1С и Экселевские таблицы, математик программный пакет R, справочники и поисковики по научным базам знаний, водители ездят по навигатору, а логисты используют GPS трекеры. Дисциплина и технология вместе называются практикой - практикой бухгалтерского дела, практикой вычислительной математики, практикой пассажирских перевозок, практикой транспортной логистики. Человек, который использует практику, называется практиком. Практик - это не человек, который презирает теорию, напротив, он очень хорошо знает теорию, использует ее на уровне дисциплины, подчиняет ей свои действия, и знает, как технология и инструменты поддерживают дисциплину. Он может планировать, ставить цели и достигать их с помощью выбранной практики.
Практика - это то, что позволяет людям планировать, ставить цели, выполнять работу по достижению этих целей, и проверять, достигнута ли цель или нет.
Практика = дисциплина в голове + технология в месте проведения работ.
Если вы возьмете двух практиков в одной области, то их поведение будет похожим, они будут исполнять роль. Практик бухгалтерского учета исполняет роль бухгалтера РСБУ, а практик транспортной логистики роль логиста MRPII. И два разных человека, которые исполняют эту роль, будут исполнять ее похоже, потому что пользуются одинаковыми моделями и технологиями. В системном подходе людей с ролевым поведением, которое приходит из практики, называют стейкхолдерами.
Стейкхолдер - это человек, у которого есть ролевое поведение, обусловленное практикой, с целями в отношении системы. Цели в возможном мире.
Стейкхолдеры строят прогнозы, представляют себе возможный мир. Если в будущем окажется так, что воспринимаемая ими реальность достаточно похожа на то, что они воображали, когда ставили цель, то они считают это успехом.
Успех связан с умением прогнозировать, с восприятием действительности и самой работой по изменению мира. Любая из этих составляющих носит вероятностный характер, поэтому определение успеха стейкхолдером тоже вероятностное.
Разберемся в этом подробнее. Есть точность постановки целей, она связана с точностью прогнозов. Точность прогнозов зависит от формальности, сложности и вычислимости моделей, например, если у вас есть сетевой график проекта строительства атомной станции, в котором надо построить 200 технически сложных зданий и сооружений, то в нем будет множество неопределенностей - от технических проектов зданий и сооружений до источников поставки строительных материалов и погоды. Вы не сможете сказать, что стройка займет 484 дня и будет стоить 34,897,110,212 Евро, вы дадите вероятностный прогноз, что с 90% вероятностью стройка займет от 314 до 610 дней и будет стоить от 22 млрд. до 46 млрд. Отсюда приходит понятие “пространства целей”. Т.е., нет какой-то одной SMART цели, есть куча точек в возможных мирах, попадание в которые устроит стейкхолдера.
Бытовой пример пространства целей. Вы пришли с ребенком в магазин и он видит там игрушку, которую очень хочет. У ребенка нет бюджетной дисциплины, он не понимает, что есть зарплата, есть сбережения, что у игрушки есть цена в этом магазине и есть цена в другом магазине и эти цены могут сильно различаться. Цель ребенка простая - получить игрушку, и если он получит игрушку по любой цене, он будет считать это успехом. Вы все это понимаете, и безоговорочным успехом для вас будет покупка этой игрушки за 50 рублей, а неуспехом покупка за 500 рублей. Где-то в промежутке есть пространство целей, достижение которых для вас приемлемо. Конечно, купить за 100 рублей намного лучше, чем купить 250, но вы готовы заплатить на 150 рублей больше сейчас и не возвращаться к этому вопросу.
У стейкхолдеров нет SMART целей, всегда есть “облако целей”. Практический вывод отсюда - сдавая результат не спрашивайте, доволен ли им стейкхолдер, спрашивайте, может ли он с ним жить, может ли работать.
“Быть довольным” - это купить игрушку за 50 рублей, это очень сложно сделать. А если стейкхолдер скажет, что результат никуда не годится, то ему будет нужно вам объяснить, почему им нельзя пользоваться и привести очень хорошие аргументы, это мало у кого получается.
Стейкхолдеры воспринимают действительность через призму своей дисциплины. Начальник производства ходит по территории завода и видит нарушения технологии, правил трудового распорядка, залежи материалов - это понятия из практики организации производства. Логист ходит рядом с ним и видит отгрузки, поставки, палеты, партии, инвойсы - это понятия из практики логистики. А инженер по качеству, который стоит неподалеку, видит несоответствующие спецификациям материалы и инспектируемую партию. Реальность одна, но стейкхолдеры по-разному описывают эту реальность исходя из своей практики. Из этого есть важное следствие - стейкхолдеры воспринимают не все факты и свидетельства, которые вы им предъявляете. Они в буквальном мире не заметят этих фактов.
Пример - людям во время разговора меняют собеседника и они этого не замечают
В этом эксперименте есть исключение - полицейские всегда обнаруживали подмену, потому что их приучили составлять устный портрет всех людей, и когда они обнаруживали, что перед ними не “белый мужчина, рост 180, вес 75, атлетического телосложения”, они догадывались о том, что произошло.
Когда стейкхолдеры проверяют успешность системы, они воспринимают воплощение системы, видят в ней понятия из дисциплины своей практики, и сверяют их с пространством целевых состояний. Чем ближе восприятие к субъективному оптимуму, тем успешнее кажется система стейкхолдеру.
Т.к. пространство целей всегда находится в возможном мире, в будущем, а люди все время меняются, учатся новому, то и пространство целей и восприятие успешности системы все время меняется.
Параллельно идет создание воплощения системы, изменение реального мира. И вот в голове у стейкхолдера есть пространство целевых состояний и есть факты, воспринимаемые им в реальности. Чтобы стейкхолдер воспринял систему как успешную, надо, чтобы факты и свидетельства, которые он воспринимает в реальности, попадали в это пространство целевых состояний.
Поэтому когда вы создаете успешную систему, то вы должны:
- планировать адекватно реальности, чтобы пространство возможных целей не было далеко от фактов и свидетельств возможного реального мира
- создавать систему, менять реальный мир в соответствии с планами
- работать с ожиданиями стейкхолдеров, менять субъективный мир, чтобы их представление о возможном реальном мире не сильно отрывалось от фактической действительности. Если субъективное восприятие стейкхолдера сильно оторвано от фактической действительности, вы можете как сильно превзойти его ожидания, в этот единственный первый раз, так и сильно разочаровать его.
Превосходить ожидания стейкхолдеров можно только один раз, потом они привыкают к новому уровню и воспринимают его как должное. Поэтому превосходя ожидания, подумайте, выгодно ли для вас выдерживать этот новый уровень, потому что снижать его вам не дадут, вы станете неуспешным даже если объективно вы лучше всех конкурентов.
Когда говорят о работе с ожиданиями стейкхолдеров, то речь идет о двух вещах:
- О предъявлении стейкхолдеру таких свидетельств, которые будут сближать его пространство целей ближе к фактам реального мира. Здесь нужно помнить, что стейкхолдеры видят только те понятия, которые есть в их дисциплине. На практике это означает прохождение контрольных точек, каждая контрольная точка для определенного стейкхолдера является свидетельством, которое влияет на его оценку успешности системы. Если контрольная точка пройдена успешно, то оценка стейкхолдером вероятности успешности системы и проекта по созданию системы сдвигается в сторону увеличения, если не пройдена, то оценка успешности сдвигается в сторону снижения.
- Об изменении картины мира стейкхолдера, его дисциплины. Бытовой пример - ребенок не хочет учиться читать, он воспринимает занятия чтением как неуспешное начинание, оно не соответствует его личным целям. Но после того, как он научится, он будет оценивать эти усилия как успешные. Аналогично при вводе в промышленную эксплуатацию новой ИТ-системы пользователи будут воспринимать ее как неуспешную, потому что она меняет их рабочие процессы, и они не могут попасть в старое плановое пространство целей. После переобучения пользователи будут воспринимать систему как успешную, если рабочие процессы действительно стали проще и лучше. Их пространство целей сместилось вместе с изменившейся дисциплиной.
- О предъявлении стейкхолдеру таких свидетельств, которые будут сближать его пространство целей ближе к фактам реального мира. Здесь нужно помнить, что стейкхолдеры видят только те понятия, которые есть в их дисциплине. На практике это означает прохождение контрольных точек, каждая контрольная точка для определенного стейкхолдера является свидетельством, которое влияет на его оценку успешности системы. Если контрольная точка пройдена успешно, то оценка стейкхолдером вероятности успешности системы и проекта по созданию системы сдвигается в сторону увеличения, если не пройдена, то оценка успешности сдвигается в сторону снижения.
- Об изменении картины мира стейкхолдера, его дисциплины. Бытовой пример - ребенок не хочет учиться читать, он воспринимает занятия чтением как неуспешное начинание, оно не соответствует его личным целям. Но после того, как он научится, он будет оценивать эти усилия как успешные. Аналогично при вводе в промышленную эксплуатацию новой ИТ-системы пользователи будут воспринимать ее как неуспешную, потому что она меняет их рабочие процессы, и они не могут попасть в старое плановое пространство целей. После переобучения пользователи будут воспринимать систему как успешную, если рабочие процессы действительно стали проще и лучше. Их пространство целей сместилось вместе с изменившейся дисциплиной.
За предоставление свидетельств, сдвигающих картину мира стейкхолдера, отвечает системная инженерия, в особенности инженерия требований, и проектный менеджмент, а за изменение картины мира стейкхолдера отвечает обучение людей и лидерство.
Третья составляющая, которая влияет на успешность системы - это работы по воплощению системы. Нужно сделать воплощение системы как можно ближе к тому, что себе представляют стейкхолдеры. Поэтому нужно вытащить эти представления из головы стейкхолдеров, записать их в определенных нотациях на внешних носителях, создать описание системы, и проверить, что воплощение соответствует этому описанию. Это достигается с помощью практик жизненного цикла системы, о которых я писал в предыдущем тексте.
Подводя итоги, успешность системы зависит от умения прогнозировать и планировать, за которые отвечает фундаментальная и прикладная наука, а самим планированием будущего состояния мира занимается инженерия требований. Затем есть работы по изменению мира, это область инженерии и менеджмента. И, наконец, надо работать с людьми, управлять их вниманием, учить и быть лидером, изменять их мозги.
прогнозирование
планирование
наука
инженерия требований
|
изменение мира
инженерия
менеджмент
|
управление вниманием стейкхолдеров
дисциплина
обучение
лидерство
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий