Я начну объяснение, что такое системное мышления с объяснения, что такое системная инженерия.
Системная инженерия - это способ организации работы огромного количества людей над одной очень сложной задачей, так, чтобы все были довольны результатом.
Например, для того, чтобы построить самолет, нужна скоординированная работа 400,000 людей тысяч разных специальностей. Даже обычный телефон - это плод труда тысяч и тысяч инженеров, менеджеров, бухгалтеров и рабочих на фабриках. И самолетами и телефонами пользуются сотни миллионов людей и подавляющее большинство довольны. Это и есть работа системных инженеров.
Есть много разных школ системной инженерии, но в основе любой из них лежит системное мышление. Системное мышление - это ядро, основа любого системного метода.
Самолеты и атомные станции делали и раньше, что такого в системном мышлении? - Сейчас мало сделать сложную работу, надо, чтобы в ходе выполнения были учтены сотни противоречивых интересов. Приведу пример. Построенная автомобильная дорога должна устраивать по качеству государственную инспекцию, автомобилистов и водителей фур. При этом автомобилисты не должны ругаться на высокую стоимость транспортного налога и цен на бензин, из которых наполняются дорожные фонды, из которых строится эта дорога. Работу в системно организованных проектах принимает не только "Представитель Заказчика", но и сотни и тысячи других людей, на которых совсем никак нельзя повлиять. Именно поэтому у нас и появились дешевые и качественные автомобили и телефоны. А не у нас еще и дороги и медицина.
Хорошо, кто занимается этим системным мышлением? - Раньше этим занимались системные инженеры, но в последние годы системное мышление перешло в другие профессии и есть системные менеджеры, системные финансисты и множество других специальностей, в которых используется системный подход. Этот предмет преподают во всех крупнейших университетах мира, что говорит о его востребованности.
Как конкретно системное мышление помогает организовать людей? - Системные инженеры используют для организации деятельности мега-модель. Это компьютерное описание предмета коллективной работы, рассматривающее все аспекты всех работ. Да, вы не ошиблись, для самолета эту будет 400 тысяч описаний и скорее даже 40 миллионов. Именно поэтому это называется мега-модель, она очень большая.
Ну хорошо, есть у вас мега-модель, и что? - Теперь все 400 тысяч людей могут договариваться, работая с описаниями из этой модели. Им не надо строить самолет или телефон, чтобы понять, что разные части их работы сошлись и смогут успешно работать вместе, это видно из мега-модели. Находить и устранять ошибки в мега-моделях намного дешевле ,чем в реальных системах. В проекте за 10 миллиардов долларов 3 миллиарда потратят на создание и работу в мега-модели.
Ничего не понял. - Все знают, что слона едят по частям. Для выполнения сложной работы ее надо разбить на маленькие куски и раздать ее людям. Это называется разбиением. Инженеры разбивают на части продукт, и получают структуру продукта или структуру изделия, менеджеры разбивают на части работы или капитал, и получают иерархическую структуру работ (WBS, work breakdown structure) или бюджеты. Долгое время люди обходились небольшим количеством разбиений в своих проектах, но по мере роста сложности проектов классические устоявшиеся методы работы, которым учили и до сих пор учат в бизнес-школах, создавали все больше проблем. Например, структура бюджета и разбивка работ во время разработки проекта электростанции совсем не подходит для структуры бюджета и разбивки работ при эксплуатации и обслуживании этой же самой электростанции во время ее работы. Это приводило к взрывному росту так называемой проблемы "конструктор против технолога" или "белые воротнички и синие воротнички". Самая частая фраза "напроектировали тут такое, что сделать невозможно". Добавлю, что не только сделать, но дальше и ездить на этом, и ремонтировать тоже удовольствия мало.
А что вы хотели, так устроена жизнь, нет единственно верного взгляда! - Конечно нет, о чем и говорят в системном мышлении. Все взгляды всех участников тщательно выявляются, записываются, а интересы учитываются во время проектирования и создания системы. В этом отличие современного системного мышления от других управленческих систем - счастья для всех, задешево и чтобы никто не ушел обиженным.
Подождите, как можно учесть мнение 400 тысяч людей, которые все это будут делать, да еще и 400 миллионов, которые будут всем этим пользоваться? Единственный способ - это делать и пробовать. - Вы же пользуетесь айФон или другим телефоном? Вы ездите на автомобилях, летаете на самолетах, читаете сейчас этот текст с компьютеров. Вас же все устраивает, по большей части? Так что это возможно, хотя и совсем не просто. А пробовать надо в мега-модели, это намного быстрее и дешевле.
Мне эти мега-модели не потребуются, я бухгалтер/юрист/строитель/придумайте сами. - Возьмите бумагу с ручкой и опишите, какой была ваша работа 15 лет назад. Что вы делали и какие инструменты использовали. Сравните с тем, что и как вы делаете сейчас. Даже если вы работаете охранником на автомобильной стоянке, в вашей работе многое изменилось. А если вы инженер, то изменилось много раз. Сейчас уже нельзя игнорировать того, что хотят другие люди, нельзя просто приказать, что "автомобиль будет черного цвета", у вас его просто не купят. Надо уметь работать в больших коллективах, надо уметь быстро переключаться между проектами и задачами. Наши текущие приемы мышления просто не приспособлены для этих задач. Пока системное мышление наиболее дешевый из имеющихся у цивилизации способ ответа на все эти вызовы.
Универсальных знаний нет, деньги платят только за реальный опыт. - Математика и хорошая разговорная и письменная речь - типичные примеры универсальных навыков. Что бы ни случилось, где бы вы не работали, они вам пригодятся. Им долго учиться, вспомните себя или знакомых детей, их невозможно "взять из жизни", но они пригодятся вам на любой работе. Системное мышление и есть такая новая грамотность, которая пригодится везде.
Хорошо, убедили, надо делать мега-модели. Где этому учат? - Приготовьтесь к длительной учебе. Это особый вид мышления, сильно отличающийся от обычного, бытового мышления. Ему надо долго и целенаправленно учиться, но после этого вы сможете применять этот инструмент к большинству жизненных ситуаций, в какой бы компании, учреждении или проекте вы не оказались и какие бы технологии не использовали.
Если вы хотите стать системным инженером, то можно поехать в УрФУ
http://urfu.ru/priem/magister/instituty/hes/sistemnaja-inzhenerija/
Либо ехать за рубеж, в большинстве крупных университетов есть такая специальность, и зачастую не одна.
Конкретно системному мышлению учат в Школе системного менеджмента http://system-school.ru/
Системная инженерия - это способ организации работы огромного количества людей над одной очень сложной задачей, так, чтобы все были довольны результатом.
Например, для того, чтобы построить самолет, нужна скоординированная работа 400,000 людей тысяч разных специальностей. Даже обычный телефон - это плод труда тысяч и тысяч инженеров, менеджеров, бухгалтеров и рабочих на фабриках. И самолетами и телефонами пользуются сотни миллионов людей и подавляющее большинство довольны. Это и есть работа системных инженеров.
Есть много разных школ системной инженерии, но в основе любой из них лежит системное мышление. Системное мышление - это ядро, основа любого системного метода.
Самолеты и атомные станции делали и раньше, что такого в системном мышлении? - Сейчас мало сделать сложную работу, надо, чтобы в ходе выполнения были учтены сотни противоречивых интересов. Приведу пример. Построенная автомобильная дорога должна устраивать по качеству государственную инспекцию, автомобилистов и водителей фур. При этом автомобилисты не должны ругаться на высокую стоимость транспортного налога и цен на бензин, из которых наполняются дорожные фонды, из которых строится эта дорога. Работу в системно организованных проектах принимает не только "Представитель Заказчика", но и сотни и тысячи других людей, на которых совсем никак нельзя повлиять. Именно поэтому у нас и появились дешевые и качественные автомобили и телефоны. А не у нас еще и дороги и медицина.
Ну хорошо, есть у вас мега-модель, и что? - Теперь все 400 тысяч людей могут договариваться, работая с описаниями из этой модели. Им не надо строить самолет или телефон, чтобы понять, что разные части их работы сошлись и смогут успешно работать вместе, это видно из мега-модели. Находить и устранять ошибки в мега-моделях намного дешевле ,чем в реальных системах. В проекте за 10 миллиардов долларов 3 миллиарда потратят на создание и работу в мега-модели.
Подождите, как можно учесть мнение 400 тысяч людей, которые все это будут делать, да еще и 400 миллионов, которые будут всем этим пользоваться? Единственный способ - это делать и пробовать. - Вы же пользуетесь айФон или другим телефоном? Вы ездите на автомобилях, летаете на самолетах, читаете сейчас этот текст с компьютеров. Вас же все устраивает, по большей части? Так что это возможно, хотя и совсем не просто. А пробовать надо в мега-модели, это намного быстрее и дешевле.
Мне эти мега-модели не потребуются, я бухгалтер/юрист/строитель/придумайте сами. - Возьмите бумагу с ручкой и опишите, какой была ваша работа 15 лет назад. Что вы делали и какие инструменты использовали. Сравните с тем, что и как вы делаете сейчас. Даже если вы работаете охранником на автомобильной стоянке, в вашей работе многое изменилось. А если вы инженер, то изменилось много раз. Сейчас уже нельзя игнорировать того, что хотят другие люди, нельзя просто приказать, что "автомобиль будет черного цвета", у вас его просто не купят. Надо уметь работать в больших коллективах, надо уметь быстро переключаться между проектами и задачами. Наши текущие приемы мышления просто не приспособлены для этих задач. Пока системное мышление наиболее дешевый из имеющихся у цивилизации способ ответа на все эти вызовы.
Универсальных знаний нет, деньги платят только за реальный опыт. - Математика и хорошая разговорная и письменная речь - типичные примеры универсальных навыков. Что бы ни случилось, где бы вы не работали, они вам пригодятся. Им долго учиться, вспомните себя или знакомых детей, их невозможно "взять из жизни", но они пригодятся вам на любой работе. Системное мышление и есть такая новая грамотность, которая пригодится везде.
Хорошо, убедили, надо делать мега-модели. Где этому учат? - Приготовьтесь к длительной учебе. Это особый вид мышления, сильно отличающийся от обычного, бытового мышления. Ему надо долго и целенаправленно учиться, но после этого вы сможете применять этот инструмент к большинству жизненных ситуаций, в какой бы компании, учреждении или проекте вы не оказались и какие бы технологии не использовали.
Если вы хотите стать системным инженером, то можно поехать в УрФУ
http://urfu.ru/priem/magister/instituty/hes/sistemnaja-inzhenerija/
Либо ехать за рубеж, в большинстве крупных университетов есть такая специальность, и зачастую не одна.
Конкретно системному мышлению учат в Школе системного менеджмента http://system-school.ru/
А можно начать с производственного романа про жизнь системных инженеров.
Александр отличное объяснение!)
ОтветитьУдалить