Процесс - это непрерывная последовательность действий. Процессы не привязаны к функциональным/предметным областям (доменам знаний). Процессы преобразуют входы в результаты (выходы), то есть объект процесса сохраняет идентичность на всем протяжении процесса, меняя при этом свойства.
Практика = технология + дисциплина. Практика требует применения предметного мышления для определения последовательности действий. Практика всегда привязана к функциональной/предметной области.
Другими словами:
Процесс - воспроизводимый по результатам шаблон действий. Процесс необходим для структурирования обязательств и взаимодействия. "Я действовал как договорились" - это про процесс.
Практика - воспроизводимый по прогнозам шаблон мыслей. Практика необходима для структурирования фактов. "Я так вижу" - это про практику.
Примеры процессов:
1. Сборка и компиляция программного кода. Объект - исполняемый код, от состояния замысленного "должно работать" до состояния "работает на целевой конфигурации". При этом в процессе может быть задействовано несколько предметных областей - среды разработки, операционные системы, драйвера, автоматизированное тестирование.
2. Выпуск книги. Объект - книжное издание, от состояния маркетингово замысла "должно продаваться" до состояния "выложено на полку и рекламируется целевой аудитории". В процессе задействовано несколько предметных областей - создание сюжетов, верстка, реклама.
3. Реализация инвестиционных проектов. Объект - инвестпроект, от состояния "замыслен" до состояния "реализован". В процессе задействовано несколько предметных областей - финансовая оценка, календарно-сетевое планирование, бюджетирование и финконтроль, управление инвестициями.
Процессы могут прерываться, если последовательность шагов не дает необходимого результата или результат процесса становится не нужным.
Процесс выдает заранее заявленный перед его началом результат.
У процесса есть границы - начало и окончание, границы процесса обычно обозначаются событиями.
Практики просто исполняются, там нет границ и последовательностей действий, нет заявленного заранее результата. В буквальном смысле включаем голову и делаем лучшее, что можем.
Примеры практик:
1. Отладка и оптимизация программного кода. Объект на входе определить нельзя, потому что заранее непонятно, что может не работать или плохо работать в программе. Входа как такого нет, потому что отлаживать можно программу, которая выдает невоспроизводимую, но критичную ошибку. Выход, результат, предсказать нельзя, он варьируется.
2. Лечение пациентов. Объект на входе определить нельзя, потому что непонятно, какая болезнь, есть ли болезнь вообще, и можно ли ее вылечить.
3. Маркетинг. Тоже штука непредсказуемая и планировать какие-то цепочки действий наперед сложно.
И процессы и практики можно вызвать, запустить из других процессов или практик. Обычно процессы управленческие запускают основные и обеспечивающие процессы, а процессы верхнего уровня запускают процессы нижнего уровня, но не наоборот. Поэтому для процессов необходимо прописывать, кто имеет право их запускать, какая орг.единица может получить этот сервис, и сколько этот сервис стоит (потому что известна последовательность действий и можно посчитать). Практиками обычно управляют с помощью ограничений таймбоксами и бюджетом - на отладку и тестирование отводится 3 дня, а потом выпускаем что получилось.
Есть тонкая грань между процессами, которые работают с абстрактными объектами типа "инвестиционный проект" и практиками. Всегда есть соблазн сделать обощение и сказать, что практика дечения пациентов - это процесс, где на входе недиагностированный пациент, а на выходе вылеченный человек, и что этот процесс состоит из условно "Диагностики", "Подбора лечения", "Лечения", "Подтверждения выздоровления". Как разделить процессы с абстрактными объектами и практики? Отличий два:
1. У процессов есть сервис, который предоставляется в точке контакта с клиентом процесса. У сервиса есть контракт - стоимость его оказания, результат и условия.
2. У процессов есть границы. Есть начало процесса, четко определенные входы и событие, по которому процесс запускается, и окончание, четко определенные выходы, событие, по которому он завершается.
Красным выделена орг.единица, которая оказывает сервис процесса, синим процесс верхнего уровня, который работает с более абстрактным объектом "паспорт гражданина РФ", голубым текстовыделителем выделены процессы более низкого уровня, которые описывают конкретные сценарии с более частными объектами "данные паспорта РФ", "фотография в паспорте РФ".
Подробности процесса скрыты от клиента, там есть процессы низких уровней - межведомственные запросы, оформления документов и т.п. Этот процесс задействует несколько предметных областей. Но входы и выходы торчат наружу и доступны клиенту процесса. У этого процесса есть контракт - не все могут заказать себе паспорт, а только граждане РФ, у которых нет ограничений на получение паспорта. У контракта есть условия - госпошлина и сроки выдачи и замены документа.
Если в процессе выдачи выявляется что-то, что вызывает прерывание процесса, то включается какая-то практика, в ходе которой разбирается, что же не так и что делать дальше. У этой практики нет границ, нет гарантий. И если процессом занимается орг.единица, то практикой занимается роль. И эту роль могут исполнять разные орг.единицы, люди разных должностей, разных ведомств. Например, если паспорт нельзя выдать из-за того, что нарушено иммиграционное законодательство, то практикой разбирательства будут заниматься чиновники разных ведомств, адвокат и правозащитник. Это все разные орг.звенья, но одна роль "юрист".
Процессами занимается процессный менеджмент, практиками занимается кейс-менеджмент.
По большому счету, можно помедитировать на горбатую диаграмм, чтобы понять разницу между процессами и практиками.
По мере публикации все большего количества книг и оформления все большего количества паспортов, команда накапливает опыт, который можно формализовать моделями процессов и практик. Такой набор оформленных процессов и практик называется методом. Метод нужен для того, чтобы команда могла что-то обосновано обещать своему заказчику. Про методы можете послушать хороший доклад Каждой фазе проекта – своя методология. Как и зачем (Филипп Дельгядо, SECR-2018).
Скоординированные усилия команды с наложенными внешними ограничениями по времени, деньгам, уровню риска и с требованиями к качеству результата называются проектом. Проектом выполняется с применением метода.
Если команда работает без четко определенного результата, просто ведет деятельность и зарабатывает на этом деньги, то это называется направлением деятельности (line of business). Направление деятельности тоже использует метод.
Если у команды есть метод и команда обеспечена ресурсами, достаточными для исполнения этого метода, так, что она может дать исполнимые обещания и принять на себя обязательства, то говорят о том, что у команды есть организационная способность или организационные способности.
Итого, процессы - это цепочки действий с границами и заранее заявленным результатом. Процессы могут быть мультидисциплинарны, пересекать множество предметных областей. У процессов есть сервисы, которые оказывают в точках контакта с клиентами процесса, у этих сервисов есть контракт. На процессы назначаются орг.единицы. Практики монодисциплинарны, там надо думать по какой-то дисциплине (строительство, юриспруденция, врачебное дело, программирование), и понимать логику того, что делаешь. Процессы не требуют понимания сути происходящего, см., например, работу колл-центров. На практики назначаются роли.
Процессы и практики объединяются в метод, с помощью метода исполняются проекты.
Практика = технология + дисциплина. Практика требует применения предметного мышления для определения последовательности действий. Практика всегда привязана к функциональной/предметной области.
Другими словами:
Процесс - воспроизводимый по результатам шаблон действий. Процесс необходим для структурирования обязательств и взаимодействия. "Я действовал как договорились" - это про процесс.
Практика - воспроизводимый по прогнозам шаблон мыслей. Практика необходима для структурирования фактов. "Я так вижу" - это про практику.
Примеры процессов:
1. Сборка и компиляция программного кода. Объект - исполняемый код, от состояния замысленного "должно работать" до состояния "работает на целевой конфигурации". При этом в процессе может быть задействовано несколько предметных областей - среды разработки, операционные системы, драйвера, автоматизированное тестирование.
2. Выпуск книги. Объект - книжное издание, от состояния маркетингово замысла "должно продаваться" до состояния "выложено на полку и рекламируется целевой аудитории". В процессе задействовано несколько предметных областей - создание сюжетов, верстка, реклама.
3. Реализация инвестиционных проектов. Объект - инвестпроект, от состояния "замыслен" до состояния "реализован". В процессе задействовано несколько предметных областей - финансовая оценка, календарно-сетевое планирование, бюджетирование и финконтроль, управление инвестициями.
Процессы могут прерываться, если последовательность шагов не дает необходимого результата или результат процесса становится не нужным.
Процесс выдает заранее заявленный перед его началом результат.
У процесса есть границы - начало и окончание, границы процесса обычно обозначаются событиями.
Практики просто исполняются, там нет границ и последовательностей действий, нет заявленного заранее результата. В буквальном смысле включаем голову и делаем лучшее, что можем.
Примеры практик:
1. Отладка и оптимизация программного кода. Объект на входе определить нельзя, потому что заранее непонятно, что может не работать или плохо работать в программе. Входа как такого нет, потому что отлаживать можно программу, которая выдает невоспроизводимую, но критичную ошибку. Выход, результат, предсказать нельзя, он варьируется.
2. Лечение пациентов. Объект на входе определить нельзя, потому что непонятно, какая болезнь, есть ли болезнь вообще, и можно ли ее вылечить.
3. Маркетинг. Тоже штука непредсказуемая и планировать какие-то цепочки действий наперед сложно.
И процессы и практики можно вызвать, запустить из других процессов или практик. Обычно процессы управленческие запускают основные и обеспечивающие процессы, а процессы верхнего уровня запускают процессы нижнего уровня, но не наоборот. Поэтому для процессов необходимо прописывать, кто имеет право их запускать, какая орг.единица может получить этот сервис, и сколько этот сервис стоит (потому что известна последовательность действий и можно посчитать). Практиками обычно управляют с помощью ограничений таймбоксами и бюджетом - на отладку и тестирование отводится 3 дня, а потом выпускаем что получилось.
Есть тонкая грань между процессами, которые работают с абстрактными объектами типа "инвестиционный проект" и практиками. Всегда есть соблазн сделать обощение и сказать, что практика дечения пациентов - это процесс, где на входе недиагностированный пациент, а на выходе вылеченный человек, и что этот процесс состоит из условно "Диагностики", "Подбора лечения", "Лечения", "Подтверждения выздоровления". Как разделить процессы с абстрактными объектами и практики? Отличий два:
1. У процессов есть сервис, который предоставляется в точке контакта с клиентом процесса. У сервиса есть контракт - стоимость его оказания, результат и условия.
2. У процессов есть границы. Есть начало процесса, четко определенные входы и событие, по которому процесс запускается, и окончание, четко определенные выходы, событие, по которому он завершается.
Красным выделена орг.единица, которая оказывает сервис процесса, синим процесс верхнего уровня, который работает с более абстрактным объектом "паспорт гражданина РФ", голубым текстовыделителем выделены процессы более низкого уровня, которые описывают конкретные сценарии с более частными объектами "данные паспорта РФ", "фотография в паспорте РФ".
Подробности процесса скрыты от клиента, там есть процессы низких уровней - межведомственные запросы, оформления документов и т.п. Этот процесс задействует несколько предметных областей. Но входы и выходы торчат наружу и доступны клиенту процесса. У этого процесса есть контракт - не все могут заказать себе паспорт, а только граждане РФ, у которых нет ограничений на получение паспорта. У контракта есть условия - госпошлина и сроки выдачи и замены документа.
Если в процессе выдачи выявляется что-то, что вызывает прерывание процесса, то включается какая-то практика, в ходе которой разбирается, что же не так и что делать дальше. У этой практики нет границ, нет гарантий. И если процессом занимается орг.единица, то практикой занимается роль. И эту роль могут исполнять разные орг.единицы, люди разных должностей, разных ведомств. Например, если паспорт нельзя выдать из-за того, что нарушено иммиграционное законодательство, то практикой разбирательства будут заниматься чиновники разных ведомств, адвокат и правозащитник. Это все разные орг.звенья, но одна роль "юрист".
Процессами занимается процессный менеджмент, практиками занимается кейс-менеджмент.
По большому счету, можно помедитировать на горбатую диаграмм, чтобы понять разницу между процессами и практиками.
По мере публикации все большего количества книг и оформления все большего количества паспортов, команда накапливает опыт, который можно формализовать моделями процессов и практик. Такой набор оформленных процессов и практик называется методом. Метод нужен для того, чтобы команда могла что-то обосновано обещать своему заказчику. Про методы можете послушать хороший доклад Каждой фазе проекта – своя методология. Как и зачем (Филипп Дельгядо, SECR-2018).
Скоординированные усилия команды с наложенными внешними ограничениями по времени, деньгам, уровню риска и с требованиями к качеству результата называются проектом. Проектом выполняется с применением метода.
Если команда работает без четко определенного результата, просто ведет деятельность и зарабатывает на этом деньги, то это называется направлением деятельности (line of business). Направление деятельности тоже использует метод.
Если у команды есть метод и команда обеспечена ресурсами, достаточными для исполнения этого метода, так, что она может дать исполнимые обещания и принять на себя обязательства, то говорят о том, что у команды есть организационная способность или организационные способности.
Итого, процессы - это цепочки действий с границами и заранее заявленным результатом. Процессы могут быть мультидисциплинарны, пересекать множество предметных областей. У процессов есть сервисы, которые оказывают в точках контакта с клиентами процесса, у этих сервисов есть контракт. На процессы назначаются орг.единицы. Практики монодисциплинарны, там надо думать по какой-то дисциплине (строительство, юриспруденция, врачебное дело, программирование), и понимать логику того, что делаешь. Процессы не требуют понимания сути происходящего, см., например, работу колл-центров. На практики назначаются роли.
Процессы и практики объединяются в метод, с помощью метода исполняются проекты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий