Процесс. От лат. prōcēssus «продвижение вперёд», далее из procedere «выходить; продвигаться», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + cedere «идти, ступать», восходит к праиндоевр. *ked- «идти, перемещаться». Русск. процесс — начиная с Петра I; заимств. через нем. Рrоzеss.
1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь.
2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр., производственный процесс).
Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определённой технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определённых продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя.
Итак, у процессов есть входы и выходы. Рассмотрим для примера простой процесс продажи товаров в магазине. На входе этого процесса будет корзина покупок, а результатом будет сама покупка. Такое описание процесса не зависит от того, в каком магазине я буду закупаться, всегда у меня будет корзина покупок на входе, которая после оплаты становится покупкой, которую я могу забрать себе домой. Но, допустим, я заказываю товары по телефону в онлайн магазине, и хочу не забыть про весь свой список покупок, для этого я составляю перечень покупок, а после покупки отмечу те позиции, которые я купил, чтобы проверить, не забыл ли чего важного. Тогда моя корзина покупок будет уже выражена списком позиций магазина, а покупка выражена отметками по этому списку. Входы и выходы процесса поменялись. А если я зайду на сайт онлайн-магазина с личным кабинетом, то на входе процесса у меня будет заявка на покупку в личном кабинете, а на выходе подтвержденная заявка на покупку в личном кабинете. Входы и выходы процесса опять поменялись.
Если же я решу купить с того же магазина товары оптом, то на входе у меня будет заполненная ТОРГ-12, а на выходе подписанная ТОРГ-12, и сам процесс изменится, это скорее уже будет продажа товара со склада.
Во всех случаях можно описать происходящее первым шаблоном "Продажа товара в магазине", на входе корзина покупок, на выходе покупка, но формы входов и выходов будут все больше и больше конкретизироваться - от абстрактной информации до документов строгой формы, которые можно обрабатывать машинным способом. В первом случае мы имеем дело со общими понятиями о том, как происходит торговля, в последнем говорим о конкретных технологиях оформления акта покупки-продажи. Или, еще говорят об онтологии предметной области и технологии предметной области. Онтологию важно знать для понимания того, что происходит, что вы видите и к чему вас это обязывает, технологию важно знать, чтобы автоматизировать и выстроить процесс.
Можно рассмотреть процессы в паре, так, чтобы они образовывали транзакцию. Транзакция - это действие, которое либо может произойти от начала до конца, либо, если оно не может завершиться, возвращается к начальному состоянию. Такой возврат называется "откатом транзакции". В торговле такое может произойти если у покупателя не хватает денег либо если она заметила дефект товара на кассе. Тогда покупатель возвращает товар на полку, и транзакция прерывается. В бизнесе есть лишь небольшой набор таких ключевых транзакций, которые описывают бизнес-модель предприятия. Такая модель называется процессной архитектурой либо бизнес-архитектурой, первым про нее написал Dietz в книге Enterprise Ontology. Такая модель, описывающая ключевые транзакции для какой-то бизнес-модели, строится на базе онтологии, а не технологии. Она очень стабильная, компактная и слабо меняется даже при капитальных реорганизациях, смене ERP и руководства. Видеть эти ключевые транзакции очень полезно, т.к. в них заключается суть бизнеса, которая обычно скрыта за фасадом личных отношений, политики, сложной оргструктурой и запутанным ИТ-ландшафтом, и аналитик, который видит эти транзакции, может вовремя задать ключевые вопросы нужным людям. И может быть, эти вопросы и ответы станут началом дискуссии, которая ответит на ключевой вопрос современности: "А чем мы вообще занимаемся?"
1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь.
2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр., производственный процесс).
Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определённой технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определённых продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя.
Итак, у процессов есть входы и выходы. Рассмотрим для примера простой процесс продажи товаров в магазине. На входе этого процесса будет корзина покупок, а результатом будет сама покупка. Такое описание процесса не зависит от того, в каком магазине я буду закупаться, всегда у меня будет корзина покупок на входе, которая после оплаты становится покупкой, которую я могу забрать себе домой. Но, допустим, я заказываю товары по телефону в онлайн магазине, и хочу не забыть про весь свой список покупок, для этого я составляю перечень покупок, а после покупки отмечу те позиции, которые я купил, чтобы проверить, не забыл ли чего важного. Тогда моя корзина покупок будет уже выражена списком позиций магазина, а покупка выражена отметками по этому списку. Входы и выходы процесса поменялись. А если я зайду на сайт онлайн-магазина с личным кабинетом, то на входе процесса у меня будет заявка на покупку в личном кабинете, а на выходе подтвержденная заявка на покупку в личном кабинете. Входы и выходы процесса опять поменялись.
Если же я решу купить с того же магазина товары оптом, то на входе у меня будет заполненная ТОРГ-12, а на выходе подписанная ТОРГ-12, и сам процесс изменится, это скорее уже будет продажа товара со склада.
Во всех случаях можно описать происходящее первым шаблоном "Продажа товара в магазине", на входе корзина покупок, на выходе покупка, но формы входов и выходов будут все больше и больше конкретизироваться - от абстрактной информации до документов строгой формы, которые можно обрабатывать машинным способом. В первом случае мы имеем дело со общими понятиями о том, как происходит торговля, в последнем говорим о конкретных технологиях оформления акта покупки-продажи. Или, еще говорят об онтологии предметной области и технологии предметной области. Онтологию важно знать для понимания того, что происходит, что вы видите и к чему вас это обязывает, технологию важно знать, чтобы автоматизировать и выстроить процесс.
Можно рассмотреть процессы в паре, так, чтобы они образовывали транзакцию. Транзакция - это действие, которое либо может произойти от начала до конца, либо, если оно не может завершиться, возвращается к начальному состоянию. Такой возврат называется "откатом транзакции". В торговле такое может произойти если у покупателя не хватает денег либо если она заметила дефект товара на кассе. Тогда покупатель возвращает товар на полку, и транзакция прерывается. В бизнесе есть лишь небольшой набор таких ключевых транзакций, которые описывают бизнес-модель предприятия. Такая модель называется процессной архитектурой либо бизнес-архитектурой, первым про нее написал Dietz в книге Enterprise Ontology. Такая модель, описывающая ключевые транзакции для какой-то бизнес-модели, строится на базе онтологии, а не технологии. Она очень стабильная, компактная и слабо меняется даже при капитальных реорганизациях, смене ERP и руководства. Видеть эти ключевые транзакции очень полезно, т.к. в них заключается суть бизнеса, которая обычно скрыта за фасадом личных отношений, политики, сложной оргструктурой и запутанным ИТ-ландшафтом, и аналитик, который видит эти транзакции, может вовремя задать ключевые вопросы нужным людям. И может быть, эти вопросы и ответы станут началом дискуссии, которая ответит на ключевой вопрос современности: "А чем мы вообще занимаемся?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий