На инженерах лежит ответственность больше, чем на людях других профессий, потому что результаты их работы доступны для всеобщего обозрения. Его действия, шаг за шагом, воплощены материально. Он не может похоронить свои ошибки, как врач. Он не может заговорить их убедительной аргументацией как юрист. Он не может, подобно архитекторам, скрыть их за деревьями и плющом. Он не может как политик, обвинить в своих ошибках оппонентов и надеяться, что люди забудут про них. Инженер попросту не может отрицать, что это сделал именно он. Если его творение не работает, он проклят.
~ Герберт Гувер, инженер Кыштымского медеплавильного завода, филантроп, спасший сотни тысяч русских во время голода 1921, предприниматель и 31 президент США
Мы прошли длинный путь к пониманию того, что такое практика бизнес-архитектуры. Тема вышла из моды, в ней остались в основном профессионалы, которые хорошо понимают в чем суть работы бизнес-архитекторов.
Теперь понятно, как учить таких специалистов, но программы обучения - это буклеты на десятки страниц. Как сравнить их между собой? А если речь идет о профессиональном обучении, чему надо научиться, чтобы начать практиковать современный вариант бизнес-архитектуры?
Вот краткая программа того, как стать бизнес-архитектором:
1. Изучи и начни практиковать онтологику
2. Изучи и начни практиковать системное мышление
3. Пойми и начни видеть, что предприятие как система систем состоит из модулей-оргзвеньев, которые работают в направлении одной цели и выполняют функцию в цепочке производственной кооперации, т.е., деятельность предприятия - это всего лишь одна функция в жизненном цикле какой-то целевой системы, которая создается системой систем производственной кооперации, также известной как "цепочка создания ценности/value chain"
4. Пойми и начни видеть, что эта функция предприятия разбивает его на несколько частей, которые называются оргспособностями/capabilities, и предприятия участвует в нескольких цепочках создания ценности/производственных кооперациях. Вопрос распределения ресурсов между оргспособностями и есть вопрос стратегии.
Здесь бизнес-архитектор начинает видеть предприятие как черный ящик.
5. Пойми и начни видеть людей как стейкхолдеров, носителей дисциплины практик, научи их нацеливать на целевую систему оргспособности в каждой ситуации и удерживать фокус внимания на объектах их практики с учетом надежности человека.
6. Пойми, что люди как оргмодули являются частями организации и у них есть обязательства, которые они дают от имени своего оргзвена другому оргзвену и конфигурация этих обязательств и контрактов и есть архитектура предприятия, см. Martine and Jarillo 1989 и Dietz.
7. Пойми, что мышление и принятие решений всегда является распределенным байесовским выводом, где доверие - это количественный учет веса свидетельства стейкхолдера на итоговое решение, величина, на которое он сдвигает вывод, а уважение - это принятие результатов вывода дисциплинарных мыслительных моделей. И для принятия решений всегда надо поддерживать ситуационную осведомленность команд в каждом из трех контекстов оргспособности - организационном, операционном и системном.
~ Герберт Гувер, инженер Кыштымского медеплавильного завода, филантроп, спасший сотни тысяч русских во время голода 1921, предприниматель и 31 президент США
Мы прошли длинный путь к пониманию того, что такое практика бизнес-архитектуры. Тема вышла из моды, в ней остались в основном профессионалы, которые хорошо понимают в чем суть работы бизнес-архитекторов.
Теперь понятно, как учить таких специалистов, но программы обучения - это буклеты на десятки страниц. Как сравнить их между собой? А если речь идет о профессиональном обучении, чему надо научиться, чтобы начать практиковать современный вариант бизнес-архитектуры?
Вот краткая программа того, как стать бизнес-архитектором:
1. Изучи и начни практиковать онтологику
2. Изучи и начни практиковать системное мышление
3. Пойми и начни видеть, что предприятие как система систем состоит из модулей-оргзвеньев, которые работают в направлении одной цели и выполняют функцию в цепочке производственной кооперации, т.е., деятельность предприятия - это всего лишь одна функция в жизненном цикле какой-то целевой системы, которая создается системой систем производственной кооперации, также известной как "цепочка создания ценности/value chain"
4. Пойми и начни видеть, что эта функция предприятия разбивает его на несколько частей, которые называются оргспособностями/capabilities, и предприятия участвует в нескольких цепочках создания ценности/производственных кооперациях. Вопрос распределения ресурсов между оргспособностями и есть вопрос стратегии.
Здесь бизнес-архитектор начинает видеть предприятие как черный ящик.
5. Пойми и начни видеть людей как стейкхолдеров, носителей дисциплины практик, научи их нацеливать на целевую систему оргспособности в каждой ситуации и удерживать фокус внимания на объектах их практики с учетом надежности человека.
6. Пойми, что люди как оргмодули являются частями организации и у них есть обязательства, которые они дают от имени своего оргзвена другому оргзвену и конфигурация этих обязательств и контрактов и есть архитектура предприятия, см. Martine and Jarillo 1989 и Dietz.
7. Пойми, что мышление и принятие решений всегда является распределенным байесовским выводом, где доверие - это количественный учет веса свидетельства стейкхолдера на итоговое решение, величина, на которое он сдвигает вывод, а уважение - это принятие результатов вывода дисциплинарных мыслительных моделей. И для принятия решений всегда надо поддерживать ситуационную осведомленность команд в каждом из трех контекстов оргспособности - организационном, операционном и системном.
=========================================================================
The great liability of the engineer compared to men of other professions is that his works are out in the open where all can see them. His acts, step by step, are in hard substance. He cannot bury his mistakes in the grave like the doctors. He cannot argue them into thin air or blame the judge like the lawyers. He cannot, like the architects, cover his failures with trees and vines. He cannot, like the politicians, screen his shortcomings by blaming his opponents and hope the people will forget. The engineer simply cannot deny he did it. If his works do not work, he is damned.
~ HERBERT HOOVER
We've come a long way to understand what business architecture practice is. It's no fad nor fashion nowdays, it's professional occupation with no hype aroma around it.
We understand for what it comes to raise such professionals, but educational curriculum is dozens pages long. How do you compare options? And if it is secondary education you're looking at then what are gaps you need to fill in your skillset to become one state-of-the-art business architect?
Here is what you do:
1. Learn and start developing ontologies using pragmatical approach and Bayesian thinking process. You need to capture both formal logical thinking and intuition to come up with ideas about enterprises.
2. Learn systems thinking as systems engineering schools understand that term. You will got nowhere if you cannot very fast apply RFLP (requirements-functional-logical-physical) concepts to set up taskforce.
3. Ground RFLP model to enterprise domain and start seeing that enterprise as a system of systems consisting of orgunits as physical modules, that are aligned to the single goal and such collection performs a function in value chain so that enterprise business is just one function in this value chain of some system-of-interest that is created by this value chain. Enterprise has few such functions and is usually part of few value chains.
4. Comprehend the idea and start see it real life that such function is breaking enterprise down into distinguished parts, which are called capabilities, and this is capability that is participating in value chain, not the enterprise as a whole. The question how you distribute resources over capabilities is central to enterprise strategy.
This is business architect looking at enterprise as a black box.
~ HERBERT HOOVER
We've come a long way to understand what business architecture practice is. It's no fad nor fashion nowdays, it's professional occupation with no hype aroma around it.
We understand for what it comes to raise such professionals, but educational curriculum is dozens pages long. How do you compare options? And if it is secondary education you're looking at then what are gaps you need to fill in your skillset to become one state-of-the-art business architect?
Here is what you do:
1. Learn and start developing ontologies using pragmatical approach and Bayesian thinking process. You need to capture both formal logical thinking and intuition to come up with ideas about enterprises.
2. Learn systems thinking as systems engineering schools understand that term. You will got nowhere if you cannot very fast apply RFLP (requirements-functional-logical-physical) concepts to set up taskforce.
3. Ground RFLP model to enterprise domain and start seeing that enterprise as a system of systems consisting of orgunits as physical modules, that are aligned to the single goal and such collection performs a function in value chain so that enterprise business is just one function in this value chain of some system-of-interest that is created by this value chain. Enterprise has few such functions and is usually part of few value chains.
4. Comprehend the idea and start see it real life that such function is breaking enterprise down into distinguished parts, which are called capabilities, and this is capability that is participating in value chain, not the enterprise as a whole. The question how you distribute resources over capabilities is central to enterprise strategy.
This is business architect looking at enterprise as a black box.
5. Start seeing people as stakeholders who hold practices' discipline, way of thinking properly in practice domain and learn to aim them on capability they are part of as this is their system-of-interest they should cooperate upon. You should learn how to keep stakeholders' attention on life cycle practices business objects and hold in mind human factor at the same time.
6. You should learn to see that people are also part of orgunit modules and they have commitments on orgunit business interfaces. Configuration of such commitments and contracts on business interfaces is enterprise architecture, see Martine and Jarillo 1989 and Dietz.
7. Finally, learn that thinking and decision making is always distributed Bayesian reasoning, where trust is quantitative account in stakeholder's final decision, value she moves her Bayesian inference. And respect is account for stakeholder's thinking model and result of inference. This will allow you and your team always maintain situational awareness in each of the three context - business, operational and system.
6. You should learn to see that people are also part of orgunit modules and they have commitments on orgunit business interfaces. Configuration of such commitments and contracts on business interfaces is enterprise architecture, see Martine and Jarillo 1989 and Dietz.
7. Finally, learn that thinking and decision making is always distributed Bayesian reasoning, where trust is quantitative account in stakeholder's final decision, value she moves her Bayesian inference. And respect is account for stakeholder's thinking model and result of inference. This will allow you and your team always maintain situational awareness in each of the three context - business, operational and system.
Заголовок: видимо, должно быть "Путь", а не "Пусть"?
ОтветитьУдалитьДа, хорошее замечание, спасибо.
Удалить