воскресенье, 25 августа 2019 г.

Lean life management. Less wrong, less unhappy.

Недавно один их моих давних клиентов в очередной раз задал вопрос, на который я несколько месяцев искал ответ: "Как проверить квалификацию эксперта? Как понять, что консультант годится для какой-то работы?" И я в конце концов ответил: "Надо задать вопрос. Вот вы нам что-то рекомендуете, а когда вы еще давали такую рекомендацию, кому, если не секрет, что получилось в результате и какие тонкости есть в применении?" Если рекомендацию основана на реальном опыте и дается осознанно, консультанту не составит труда дать подробный развернутый ответ. Если это рекомендация на основе книжных знаний и консультант просто стреляет в разные стороны в надежде случайно попасть в тему, то отнестись к этой рекомендации надо с особенной осторожностью. Сейчас, когда я дочитываю "Закон малинового варенья и еще 103 закона консалтинга", я знаю еще один контрольный вопрос: "Вы готовы поставить 1,000 рублей из своего кармана на то, что ваша рекомендация нам подойдет?" Когда консультант начинает рисковать тем, что имеет для него цену, он, наконец, включает мозг и дает более работоспособные рекомендации.
Этот текст о том, что достижением счастья управлять нельзя, но можно избегать несчастья, особенно того, виновником которого становитесь вы сами*. Вдобавок к парадигме less wrong я добавляю парадигму less unhappy.

* Мысль Владислава Божедая. 


- Рубль сэкономленный лучше рубля  заработанного.
- Чем это?
- А у него CAC (customer acquisition cost) нулевой. 
Разговор менеджеров по продукту.

В чем заключается бережливая жизнь? 
Как руководитель производственных и строительных проектов и как консультант я часто встречался с ситуацией, когда два завода или две торговые компании занимаются практически идентичным бизнесом с идентичными производственными процессами и технологиями, но на обработку одинаковых заказов у одной уходит 3 дня, а у другой 95 дней. Разница между ними не в том, что после получения заказа первый завод немедленно его выполняет и отгружает, а второй ждет 92 дня и потом резко все делает. Чаще всего у второго завода в процессе исполнения заказа возникает 92 маленькие проблемы, каждая из которых задерживает движение заказа на 1 день. Где-то не могли найти документы, где-то не было материалов, пришлось выписывать их с регионального склада, потом нарушили график производства, заболел технолог, а процесс не задокументирован, так понемногу и набегает 92 дня задержки. Такая же разница есть и в магазинах, например, в Лидл, который по площади в 20 раз больше какого-то маленького магазинчика у нас, можно закупить полную тележку за 17 минут и оставить в магазине 7-10 тысяч, в то время как в не продуманном магазине те же 17 минут ты будешь делать закупку на 500 рублей. Тут и косяки с ассортиментом и с выставкой и с наличием товара и сервисом и покупательской петлей и с процессом оплаты, погрузки в автомобиль и сотней других вещей. Цель любого бизнеса - это выкачивание денег для владельцев, и эффективность выкачивания денег зависит от трех параметров. Это оборот, маржа и рабочий капитал, деньги, замороженные в товаре. Если у вас производственный процесс медленный, то чтобы выкачать то же количество денег для владельцев, вам надо больше денег замораживать в товаре и повышать маржу. Все это снижает конкурентоспособность, если только вы не монополист. Больше товара - вы медленнее реагируете на изменение спроса и новинки, выше маржа - меньше покупателей в долгосрочной перспективе. Поэтому бережливое управление (lean management) сейчас везде, а где его нет, там оно либо появится либо компания просто уйдет с рынка.
Точно также и у бабочек. Я много раз сталкивался с ситуацией, когда люди говорили - а что мы можем сделать? Денег у людей все меньше, покупают они все меньше, на улице дождь, на улице солнце, трафик упал, трафик поднялся, всегда находятся причины почему бизнес идет не так, как хочется. И мой ответ на это не менялся - а если на вашем месте оказались бы ребята из <подставить лидеров рынка, заведомо крутых спецов>, то смогли бы они повысить показатели или нет? Вот если бы оказались на вашем месте? Обычно в этот момент все понимают, что не все еще сделано и ситуацию можно улучшить.

Правило 1. Ситуацию можно улучшить. Всегда.
Если на месте одного человека окажется другой, то ровно в тех же условиях он будет добиваться немного другого результата. Этот немного другой результат будет накапливаться пока разница не станет очень заметной. Все знают историю про булочку с маковыми зернышками, когда в ходе нескольких оптимизаций рецептуры булочка с маком стала булочкой без мака, но есть более жизненный и понятный пример. Кока-Кола в Германии производится по оригинальной рецептуре и ее можно пить. То, что разливают в России, судя по всему, прошло серию оптимизаций, каждая из которых незаметно ухудшала качество, но все 50 оптимизаций привели к тому, что Кока-Колу в России пить нельзя. Но точно так же можно незаметно накапливать преимущества - учить новые слова и выражения в английском языке, учить новые приемы работы в Excel, научиться печатать вслепую, понемногу читать в метро инженерные стандарты вместо художественной литературы, и через 10 лет разница будет существенной. Я расскажу, какой путь прошел я.

Меньше тратить времени на использование инструментов - правильно применять технологии.
Недавно я купил моноколесо и начал учиться ездить на нем. Как методолог я понимаю, что тренируются отдельные навыки, которые складываются в умения, поэтому никто не учиться "кататься на моноколесе", все учатся:
- Вставать опорой ногой и разгоняться на одной ноге
- Вставать второй ногой и ехать прямо
- Разгоняться и тормозить коленями и наклоном туловища
- Останавливаться и стоять
- Поворачивать корпусом и коленям
- Резко поворачивать
- Объезжать препятствия
- Ехать по плохой дороге
- И многим другим навыкам, которые все вместе складываются в умение ездить на колесе.
И правильно говорить не то, что умеешь кататься на нем или нет, а говорить, что ездить умеешь, а вот правильно вставать и поворачивать еще надо учиться.

Правило 2. Ситуация улучшается применением в ней отдельных простых навыков. Всегда.
Казалось бы, среду кучи видеоблогов, которые рассказывают про езду на моноколесе, должны были найтись те, где все разложено именно по навыкам и по шагам расписано как правильно все делать и каких ошибок следует избегать. Например, что опорную ногу надо ставить ближе к корпусу, а разгоняться вначале надо сгибанием коленей, а не наклоном туловища. Но те, что попались мне, рассказывают про умение в целом. Это не то, так научиться нельзя. Можно было бы ожидать, что такие уроки сделает производитель, тем более что Segway сто лет уже делает такие продукты и казалось бы у них есть ресурсы и компетенции для того, чтобы сделать нормальную инструкцию по освоению продукта, но и у них учебник крайне убогий. Когда я учился ездить, я все время вспоминал рассказ Марка Твена "Укрощение велосипеда", так это было мучительно. Но ведь происходит не только с моноколесом, но и с телефонами - я вспоминаю, как я осваивал смартфон на Android после кнопочного и как я потом переходил на iPhone/iPad и бесился чуждой логике. С компьютерами и программами - переход с Офис 2007 на 2013 был долгим и тяжелым, а переезд на новый ноутбук происходил месяц. Новый город - жить в Москве надо уметь и многие приезжие уезжают в разочаровании потому что не понимают как сделать ее удобной. Да даже метро питерское сильно отличается от метро московского, хотя казалось бы, где тут может быть разница? Но использованию любой технологии, даже самой простой и "интуитивно понятной" надо учиться. Как говорил один преподаватель: "Интуитивно понятных пользовательских интерфейса всего два - женская грудь и лестница". Насчет лестницы он, мне кажется, погорячился, но основная мысль верна - учиться надо всему. В первую очередь учиться надо использованию технологий.


- Вася, а как сделать Х?
- RTFM!
- Так нету же!
- Тогда напиши и прочитай.
Разговор сисадминов

Календарь
Когда используют календарь, допускают две основные ошибки. Эти ошибки возникают из-за непонимания сути события в календаре. Событие в календаре моделирует фиксированную в пространстве и времени работу. Эта работа чаще всего привязана либо к расположению какого-то стационарного оборудования - например, визит к стоматологу или поход в кинотеатр либо к другим людям - встреча, собрание. Третий случай, когда событие будет полезным - это отъезды и отлеты с вокзалов и из аэропортов. Календарь не заменяет ежедневник, в нем нельзя вести списки задач и выделять себе время на разбор почты. Встречи, прилеты-отлеты, визиты к врачу и утренники в детском саду. У вас должно быть обязательство перед другими быть в какой-то момент времени в какой-то точке пространства. Поэтому если надо отучить человека неправильному использованию календаря, я спрашиваю его: "А перед кем будет неудобно, если ты там не будешь в это время?" Если ответа нет, событие в календаре лишнее.
Событие в календарь заносится сразу как только вы о нем узнали, поэтому смартфон или планшет нужен и он должен быть всегда с собой. Либо нужен блокнот и процедура ежедневного переноса из блокнота в календарь. Сколько надо календарей? У меня их два - один Google Calendar для личных дел и консультаций, второй для работы. Должна быть процедура проверки календаря, у меня это три раза в день - в 6 утра, в 13 и в 18. Туда вносятся все дальние поездки, с указанием номеров билетов, времени вылета и мест; время, когда я должен быть дома с детьми; время консультаций, потом легко формировать месячный отчет клиенту; встречи, собрания и мероприятия.

Список задач и почта
Почту обрабатываю по методу пустого инбокса - в конце дня не должно быть писем в ящике, все должны быть разобраны, соответствующие дела заведены в списки задач. Контакты новых людей или изменения вносятся сразу так, чтобы я мог верить записной книжке телефона и почтового клиента. Никаких визиток по карманам и номеров телефона в блокнотах. Все контакты ведутся только в электронном виде. Если контакт перспективный, обязательно в течение 1-2 дней должно быть письмо "мы с вами встречались тогда-то там-то, говорили вот о чем, давайте назначим следующую встречу и обсудим …"
Где вести - раньше вел в Google Keep, сейчас удобнее вести в НейроКоде, сразу с базой знаний. Почта - Google Gmail.

Хранилище информации
Вся информация должна храниться в одном месте, я использую Google Drive, можно завести Dropbox или Яндекс Диск, без особой разницы. Когда информации станет много, придется разделить хранение и индексы. Индексы, то есть знания того, как использовать информацию, у меня лежат в НейроКоде, до этого вел в OneNote, пока не начался очень сложный проект, хватало. Раньше еще использовал Lotus, тоже было хорошо. В хранилище надо собирать:
- Книги и литературу, даже если она сейчас открытая, часто потом либо не вспомнить, где лежит, либо сайт закрылся.
- Личные документы. Сканы всех паспортов, справок, выписок, свидетельств и прочего. Часто надо показать, отослать и прочее, чтобы всегда было под рукой. Понятно, что в хранилище должна быть двухступенчатая аутентификация через устройство, не через СМС.
- Папка обмена. Туда складываете все, чем делитесь. Все, что находится в остальных папках строго для вас. Даже если надо дать почитать книгу или статью, вначале копируете туда, потом даете ссылку. Причина - т.к. в хранилище находятся копии документов, то надо еженедельно проводить аудит безопасности. Любой доступ в закрытые папки сигнализирует о непонятной ситуации и требует действий. Если будете раскидываться ссылками, то просто можете не увидеть нарушений протоколов. В этой же папке портфель ваших работ.
- Материалы тренингов, семинаров и прочего. Все, с чем вы ходите учить других.
- Папка "Для чтения". Использую для того, чтобы читать документы Word, Excel, которые мне присылают. Сразу кидаешь в эту папку, читаешь, если закончил работу, складываешь в архив.
- Папка с текстами. Все тексты, которые вы пишете, создаются и хранятся здесь.
- Страховка от автобуса. Краткие видеозаписи о вашей работе. Как их делать, описывал Стас Фомин http://0x1.tv/Obs-as-swiss-army-knife
- Архив. В корневой папке и всех остальных папках. Сюда перекидываете документы, с которыми не собираетесь работать в ближайший год. Архивы надо шерстить, там попадаются очень интересные штуки.
- Физическое хранилище - шкаф с документами и бумагами (стационарное, дома и на работе), рюкзак (мобильное хранилище). В шкафу коды, пароли, документы. В рюкзаке пропуска и ключи. Раскладка шкафа и рюкзака строго по 5С с ежемесячной ревизией и приведением в порядок. Посмотрите ролики на YouTube "Как правильно организовать пространство в квартире", вы удивитесь, сколько всего можно сделать подручными средствами. Доходить до такой производственной системы как у меня, когда в квартире и машине есть 80 точек контроля, 6 "супермаркетов", 30 стандартных операционных процедур и полномасштабный GTD может и не стоит, но порядок сильно помогает работать эффективно.

Мобильный телефон и ноутбук
Никаких игр и развлечений. Аккаунты в соцсетях со сложными паролями, которые нельзя запомнить. Если понимаете, что надо оторваться от Фейсбука, выходите из сеанса и все, вы свободны от вредной привычки пока не доберетесь до дома, где этот пароль записан в тетрадку. В телефоне должны быть - навигация, в Москве и Питере без нее никуда, почта, мессенджеры, календарь, диктофон, Яндекс Метрика (вместо игр). У меня еще есть соцсети, записная книжка и мобильный банк, но без этого лучше обойтись, у меня это потребность бизнеса, так что если вам не надо, то удалите все остальное. В любом случае, только один экран на все про все. Все, что не влезло на экран, удаляется.
Стандарт использования - когда заходите с детьми в торговый центр или другое многолюдное место, фотографируйте их на входе, потом гораздо проще объяснять во что одет и как выглядит. В Москве и за рубежом всегда ориентироваться в незнакомом районе с помощью навигатора, потому что очень легко по незнанию уйти не туда. Я как-то в Швеции уехал за 200 км в противоположную сторону, а в Москве и Питере терял по 30-40 минут из-за неправильного маршрута. Навигатор, оффлайн карты, ориентация по сторонам света и ориентирам наше все. Планируйте маршрут и ориентируйтесь на местности, не стесняйтесь.

Тренировка использованию технологий
Я с компьютерами работаю 30 лет, и чем больше работаю, тем больше понимаю, что надо учиться их использованию постоянно. Надо учиться водить машину, готовить на плите, пользоваться душевой кабиной и правильно мыть полы. Вместо просмотра фильма или иного развлечения посмотрите ролики на  YouTube "как правильно <подставить любое обычное дело, которым вы занимаетесь>" и вы поймете, что многое из того, что вы делаете, можно делать эффективнее и быстрее. Лайфхаки, вот это все. Всему надо учиться, в особенности тем вещам, которые вам кажется, вы умеете делать. Представьте, что вы не занимаетесь домашним хозяйством, а управляете мини-отелем, и либо учитесь обслуживать гостей дешевле и эффективнее каждый день, либо вам надо будет нанимать дополнительных людей и платить им из своего кармана.
1С, Excel, Word, скрипты - всему этому надо учиться постоянно. Водить машину, даже если вы водите 15 лет, покупке продуктов в магазине, ведению домашнего хозяйства. Всегда есть что улучшить и всегда есть люди, которые за бесплатно рассказывают как.
YouTube и соцсети, конечно, убивают классический консалтинг, ноу-хау уже ничего не стоят, сейчас надо знать когда и как применять ту или иную практику, а не знать про ее существование.

Правило 3. Не знаете, чем заняться или не хотите учить сложные штуки, учитесь вести домохозяйство.

Городская и рабочая инфраструктура
По максимуму переведите все в онлайн. Заведите аккаунты Госуслуг, налоговой и муниципальных служб, научитесь пользоваться сайтами госорганов и служб. Все сайты должны быть в закладках браузера, номера забиты в телефонную книжку. Сайты некоммерческих организаций - ОВД Инфо и прочие. Никуда не ходите по информации с сайта (часы работы, доступность, адрес), всегда прозванивайтесь наперед и все уточняйте. Даже если вы сто раз уже ходили и все знаете. 1 минутный звонок экономит 1,5 часовую поездку, сделайте его в пути до метро или до машины.
Изучите транспортную инфраструктуру - куда на чем лучше добраться. Всегда планируйте маршрут через Яндекс, откроете для себя много новых путей и способов перемещения.

Поисковые машины
Искать и проверять надо все, любую информацию, которую вы получили и которая влияет на ваши решения. Надо уметь искать на любых устройствах, на нескольких языках. Это должен быть отработанный навык. Не ограничивайтесь русским и английским, ищите через переводчик на других языках. Смотрите тренды, в каких странах это суперпопулярно, ищите имена исследователей там. Нашли исследователя, забейте тему + исследователь, почитайте выдачу. Скачайте себе шпаргалки по составлению поисковых запросов для основных поисковиков, используйте запросы правильно.

Аналитика, метрики, блог, канал
Лучший способ понять, тем ли вы занимаетесь - это завести блог и канал, и смотреть метрики. YouTube, Яндекс Метрика, Google Analytics и Trends и Яндекс/Подбор Слов. Смотрите динамику, делайте анализ. Через полгода начнете "видеть Матрицу", понимать, что востребовано и что интересно, а что вы пишете для себя. Будет куча неожиданностей, как в плане того, что текст или видео зайдет, хотя вы этого не ожидали, так и наоборот. Заодно избавитесь от иллюзий и поймете, насколько краткосрочное внимание к текстам и видео. У меня, например, среднее время в блоге меньше среднего просмотра на YouTube. Смотрят больше, чем читают, хотя распространенное мнение, что читают дольше, чем смотрят. В любом случае я понимаю, что польза от блога в том, что те, кто зашел в блог, иногда смотрят резюме и прайс, кто-то связывается и иногда что-то из этого получается. Так что блог нужен.
Есть еще один момент, например, этот текст я пишу, потому что недобираю 1,000 просмотров до плана августа. Если бы статистики не было, я бы не понимал, что люди перестают меня читать. Это хороший стимул.
Еще про измерения. Успешные тексты одного канала стоит проверять в другом. Я проверяю Pikabu vs Facebook, это диаметрально противоположные аудитории, так я получаю больше информации.

Техника слепой печати
Как отказаться от русской раскладки - дорогой путь. Я долго не мог научиться слепой печати, силы воли не хватало. Произошло все случайно - я заказал ноутбук на eBay только с англоязычной раскладкой, а денег и времени на то, чтобы пойти и сделать гравировку клавиатуры, было жалко. В результате через две недели печатал вслепую. Экономит кучу времени, очень доволен приобретенным навыком.

- Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и раскаиваться.
- Лучше все посчитать и не делать того, о чем будешь жалеть.
- Так считать уметь надо, я так, по-простому.
Разговор бригадира и руководителя проекта

Меньше делать неправильных вещей - моделировать свою деятельность и мир вокруг, постоянно анализировать модели
Я сейчас дочитываю прекрасную книгу "Закон малинового варенья и еще 103 закона консалтинга", там есть отрывок про то, что кризис - это крушение иллюзий. То есть картинка у вас в голове настолько разошлась с реальностью, что в тот момент, когда вам приходится осознать неадекватность ваших представлений, различие настолько большое, что ощущается как кризис. Чтобы избегать кризиса и несчастий, с ним связанных, надо постоянно корректировать представления. Ведение блога и каналов с постоянным анализом продаж и воронки хорошо работает для меня. Трудно убеждать себя в том, что ролик или текст хороший, когда его показатели находятся в нижнем дециле. И ты скорректируешься, сделаешь что-то по другому, поменяешь свои ментальные модели. Хорошо работают планы проекта, если использовать их по прямому назначению и сравнивать план с фактом. Вообще, я стараюсь записывать свои предположения, предугадывать реакцию людей, аудитории, начальства, и потом сравниваю с реальностью. В общем, я как тот отличник, которому в аду вбивали по одному гвоздю каждый день. Кризис - это когда приходит черт с мешком гвоздей и говорит "нагибайся, студент, сессия".
Так что - моделировать, прогнозировать, сравнивать ожидания с реальностью и еще раз моделировать по новой. Идете на встречу - какой будет итог, к чему вы идете, что скажете, что вам ответят. Едете на метро - во сколько будете на месте, что может помешать, как быстрее пройти? Зашли в магазин - сколько потратите денег, сколько что стоит, где что лежит? Модели должны быть свежими и заслуживать доверия.

Учитывать человеческий фактор и биологию человека при работе с моделями
Ключевая штука, которую надо учитывать, когда вы работаете с моделями - если сравнить влияние разума на поведение человека и влияние биологии на поведение человека, то влияние разума очень слабое и эпизодическое. Подробнее смотрите лекции Роберта Сапольски, книги "Правила мозга" и прочие тексты по тому как работает мозг, начиная с "Джедайских техник". Следствий тут два:

1. Если влияние моделей крайне слабое, то надо понимать в какой момент и как их применить, чтобы вмешательство моделей дало наибольший эффект. Мой ответ такой - модели и рассуждения по ним надо использовать в первые 2 часа после пробуждения, с 5 до 7 утра. Результаты размышлений надо осмысливать и переводить в навыки, потому что только навыки меняют жизнь в долгосрочной перспективе. Поэтому с утра подумали, какой навык будете прокачивать, а остаток дня - это рутина и доведение навыка до автоматизма. Я как корпоративный архитектор, использую формальные модели в своей работе, но это скорее исключение. Если у вас работа подразумевает активную работу с моделями, сделайте ее более осознанной - думайте, какая реальность стоит за моделью, где границы ее применимости, в чем она точная, в чем нет. Постоянная рефлексия необходима.

2. Модели должны быть простыми и понятными. Добиться этого просто - надо всегда отдавать свою работу на проверку коллегам. Для этого нужны перекрестные сети коллег, вы проверяете их модели, они ваши. Критика моделей должна быть полноценной и в прагматическом ключе.
Я как-то делал модель надежности человека для учета и оцифровки человеческого фактора, у меня в ней получилось свыше 200 элементов. Тогда я четко понял, что люди крайне ненадежны как система, поэтому с тех пор спокойно аудирую и проверяю специалистов, которые знают в 10,000 раз больше меня в какой-то области, и обязательно нахожу грубые косяки и скачки мышления. Все, что мне надо делать для этого - это быть логичным, последовательным и методичным. При этом я научился точно также спокойно относиться к проверкам своей работы, потому что я ничем не лучше, точно также ошибаюсь по сто раз на дню.

Факты и отношения между фактами - постоянная ревизия
Отделяйте факты от мнений и оценок. Всегда отделяйте факты от мнений. Учитесь строить в уме карту того, как связаны между собой различные факты в голове собеседника. Внимательно слушайте и рисуйте себе в голове картинку - вот факт, вот еще факт, как они связаны, противоречат ли эти связи друг другу? Это и есть активное слушание, умение строить и держать в голове смыслы собеседника. Очень помогает в продажах, убеждении и построении контактов с людьми. Когда читаете текст, статью, новости, следите за эмоциями и фактами. Если текст вызывает много негативных эмоций, а фактов там мало, значит, автор манипулирует вами. Перестаньте читать такой текст, отпишитесь от автора или даже новостного канала. Вам нужны факты, а логику, объясняющую эти факты, строить надо самим.

Принятие решений по WRAP - умение моделировать миры и считать стоимость задержек на жизненном цикле
Представьте, что вам надо спроектировать и сделать автомобиль. Вам придется принять множество проектных решений, сделать множество выборов. Как делать эти выборы наилучшим способом? Для этого надо:
1. Построить пространство решений
2. Определить развилки
3. Определить критерии прохождения развилок
4. Оценить развилки и сделать выбор
Что такое пространство решений? Построим график, по горизонтальной оси будет пробег автомобиля на полном баке, а по вертикальной средняя скорость движения. Тогда график будет выглядеть так:
Если вы увеличиваете скорость, вы сокращаете пробег, увеличиваете пробег, значит уменьшаете скорость. Нельзя одновременно увеличить скорость и пробег, улучшение одного параметра идет за счет ухудшения другого. Площадь под линиями и является пространством решений, в рамках которого вы можете сделать изменять свой проект. И вот вы вынуждены сравнивать два варианта конструкции автомобиля - один быстрее и прожорливее, другой экономичнее, но медленнее. И вы сравниваете два различных варианта мира, в одном вы ездите на автомобиле первого типа, во втором мире в автомобиле второго типа. В этот момент вы находитесь на развилке между этими мирами, и думаете, какой их них более выгодный для вас. Чтобы это понять, вам надо иметь критерии сравнения этих миров, с помощью этих критериев вы можете оценить каждую развилку и сделать выбор. Вся эта модель описана акронимом WRAP в книге братьев Хиз "Ловушки мышления" https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/decisive/

Надо уметь быстро, за 10-20 минут "на салфетке" составлять такую модель для того, чтобы принимать все существенные решения. Про стоимость задержек читайте конспект Рейнерцена или любую толковую книгу по Канбан методу, см. рекомендации Пименова https://www.facebook.com/groups/kanbanrussia/

Не считать себя удачливее других - если у других массово не получается, у тебя тоже не получится.
Пытаться стать популярным ютюбером, когда все вокруг ведут влоги - это пустая трата времени. Шансов набрать аудиторию, чтобы зарабатывать на рекламе практически нет. Ищите узкие ниши, ищите бизнес-модели, которые позволят зарабатывать в узкой нише, см. книгу "Бизнес на свои". В конце концов, бизнес-моделей очень немного, надо тщательно подумать над тем, какая подойдет именно вам в данной ситуации. В общем тренде могут зарабатывать только крупные бизнесы. Гоните от себя мысли, что сможете заработать на хайповых вещах, не тратьте на это время.

Всегда отвечать себе на вопрос, что ты меняешь, зачем и какие у тебя шансы на успех.
Если что-то пытаешься изменить, ответь себе на этот вопрос. И построй планы так, чтобы примерно в половине случаев они проваливались. То есть если вы думаете о будущем и видите 6 развилок, то в 3 из них вы должны видеть провал. 50% провалов - норма, это покупка информации о задаче. Не надо бояться не справиться с задачей, надо ограничивать ущерб от того, что вы с ней не справились. Кроме того, провалы смиряют гордыню и заставляют здраво относится к собственным способностям. Поэтому надо заниматься сложными вещами, которые не получаются, а не считать себя очень умным и способным только на основании того, что у тебя получается хорошо делать какое-то дело, за которое неплохо платят. Быть очень эффективным в жизни очень плохо для долгосрочных перспектив, т.к. есть принцип "чем лучше вы приспособлены к текущей ситуации, тем ниже ваша приспособляемость к изменившейся ситуации". Если вы сейчас делаете что-то очень эффективно, то когда вы не сможете это делать, а такое наступит, то вы резко потеряете все и это будет восприниматься как кризис.

Изобрести ничего нельзя, все уже сделали, надо только найти почему что-то получилось или не получилось.
Любое дело должно начинаться с исследований предметной области. Несколько недель или месяцев, потраченных на исследования, экономят годы жизни, потраченных на бесперспективное направление. Не делайте так, до вас жили множество людей куда умнее чем вы, которые об очень многом уже подумали и много что попробовали. Вы можете только грамотно скомпоновать чужой опыт так, чтобы заработать на этом денег.  R&D скучная и тягомотная вещь, которая экономит кучу времени и денег.

Правило 4. Было куча людей куда умнее вас, которые потерпели поражение. Учитесь на их опыте, не собирайте все шишки сами. Будьте крайне скромны в оценке своих способностей и вкладе в успех какого-то дела, скорее всего, этот вклад очень скромный.

Моделировать в первую очередь свою жизнь, ставить эксперименты и измерять. 
Вернуться на землю очень легко. Надо тшательно вести планы дел и еженедельно делать сверку того, что было запланировано и что в результате сделал. После этого неприятно удивляться тому, насколько все плохо и как все медленно меняется. Привыкнуть к этому и опустить ожидания к себе  другим.

Правило 5. Обещания и обязательства других людей чаще не исполняются, чем исполняются. Если какой-то человек часто исполняет свои обязательства, за ним стоит организация, других вариантов нет. Обязательных людей не бывает, бывает только выстроенный бизнес.

Божьи мельницы мелют медленно, но верно.
Все меняется, но меняется медленно, надо к этому привыкнуть. Быстрые изменения - миф, они могут быть только тогда, когда все уже произошло, но просто вышло на поверхность и кто-то присвоил себе лавры и взял за это кучу денег. Не ведитесь на этот обман.

Меньше ошибаться в общении - качественнее общаться и работать с информацией
Регулярно делать обзор, инвентаризацию и обновление - исследование не заканчивается никогда.
Нельзя долгосрочно полагаться на свои знания и умения. Хотя бы раз в год надо доучиваться по той теме, где ты зарабатываешь. Я каждый год открываю правила дорожного движения и пересдаю экзамен, каждый раз открываю для себя новое. И так в любой сфере, с любым человеком. Причем, что хорошо - когда вы доучиваетесь по той теме, в которой уже разбираетесь, то можете быстро получить прирост эффективности. Этого не бывает в тех случаях, когда вы учите новое.

Правило 6. Учите старое в 4 раза чаще, чем учите новое.
Строить онтологии - факты и типы фактов (facts and fact types)
Есть технологии - как мы что-то делаем, есть онтологии - как мы о чем-то думаем. Онтологии - это технологии мышления, технологии построения мыслительных моделей. Каждый раз, когда я захожу в какой-то проект, на меня вываливается груда дезорганизованных фактов, которые мне надо упорядочить, чтобы что-то с ними сделать. Такой процесс упорядочения называется типизацией, категоризацией, классификацией, это все разные слова для одного и того же процесса. Есть типы и есть индивиды. Типы нужны, чтобы обеспечить переносимость знаний. Единичный факт проекта полезен только для этого проекта, а если вы можете его типизировать, то он станет фактом и вы сможете применить его в другом проекте. Например, у вас график работ сдвинулся вправо из-за того, что вовремя не начали какую-то определенную задачу. Это факт, он бесполезен. Если вы понимаете, что есть календарно-сетевой график, дата позднего начала, дата позднего окончания, длительность и критический путь, то сможете типизировать этот факт и избежать сдвига графика вправо в других своих проектах. Данные = неорганизованные факты.
Простой способ научиться делать типизацию - это после прочтения книжки объединить идеи из нее минимум с пятью другими книгами, которые вы прочли. Это очень затратное поначалу занятие, но чем больше вы будете тренироваться, тем лучше будет выходить такое объединение идей. В конце концов вы почти любой факт будете маркировать уже существующим в вашей голове типом, и это сильно упростит умственную работу.

Правило 7. Прочли книгу - выделите идеи и объедините их с мыслями из пяти других книг.
Контактировать с небольшим количество ключевых людей, углублять общение с ними. 
Один мой знакомый интроверт решил побороть свою застенчивость и стал знакомиться и поддерживать контакты с множеством людей. Он действительно с годами научился нетворкингу и получает от использования этого навыка немало денег. Но есть оборотная сторона - каждый контакт надо поддерживать, тратить на него время и силы. Чем больше контактов, тем больше сил уходит на нетворкинг, тем меньше ты работаешь и создаешь ценность. Кроме того, большое количество контактов означает, что они поверхностные. Такой вот выбор. Для себя я понимаю, что выгоднее общаться с небольшим количеством ключевых для меня людей и углубляю это общение. Если есть неприятные мне люди, пусть даже контакт с ними полезен или приносит деньги, я стараюсь с такими людьми не общаться. Потому что неприятное общение долгосрочно подрывает вашу веру в людей и способность заниматься сложными делами.

Правило 8. Избегать неприятного общения, если от него мало пользы.
Всегда объяснять зачем вы что-то кому-то говорите, всегда иметь цель общения и проверять ее этичность. Иметь этику в письменном виде и придерживаться ее. Есть три вида этики - этика правил, когда человек что-то делает потому что такой закон, регламент или так написано в плане проекта; есть этика авторитетов - когда человек делает что-то потому что Иисус бы так поступил или он видел, что мальчишки так сделали недавно; и есть этика последствий - это когда руководитель проекта посмотрел на план-график, на факт исполнения, понял, что проект не будет сделан вовремя и пошел передоговариваться с заказчиком и менять объем работ. У любого человека этика смешанная, есть все три элемента. Запишите свою этику словами и проанализируйте, насколько вы ее придерживаетесь в реальной жизни. После такого упражнения, если вы сделали все честно, вас будет очень сложно оскорбить, потому что количество иллюзий по поводу себя резко уменьшится. Никто лучше вас не знает, насколько вы на самом деле ленивы, дезорганизованы и как глупо себя ведете, поэтому попытки других людей приписать вам плохие качества как правило будут очень поверхностными. Если вас легко задеть, значит вы себе много врете.

Не врать и не обманывать - это очень затратно.
Не хотите говорить правду, так и скажите. Будьте готовы объяснить правду другим, это не так сложно, если у вас есть этика verbatim. 
У Артема Голикова есть отличный пересказ жизни Сократа (24 августа 2019), где Голиков описывает как Сократ ломал другим мудрецам продажи тренингов личностного роста, консультаций и инфопродуктов. За что его и убили. Мораль - если ты ломаешь людям продажи, будь готов к негативу и порче отношений. Подумай, зачем это тебе надо? Как правило, незачем. Если ты ломаешь продажи другим (например, приходишь в явно рекламный пост и "ищешь истину"), то ты врешь себе в чем-то, пойми в чем. Если ты так делаешь, и тебя игнорируют и банят, это справедливо, сделай из этого выводы и уточни свою письменную этику. Вообще, когда общаешься с кем-то, присылаешь картинку-пост-видео, ответь на вопросы: "Какое твое или чужое решение изменит эта информация? Зачем на это решение надо влиять?"

Учитывать полный цикл общения, от формирования сообщения до использования получателем/адресатом. 
Профессор Дейкстра считал, что потратить два часа на то, чтобы сделать одну фразу в статье понятнее - это нормально. Если каждый читатель сэкономит по 1 минуте на понимании смысла статьи из-за ясности и четкости текста, то затраченное время окупится. Поэтому надо учитывать не только затраты на то, чтобы написать письмо, презентацию или пост, но и подумать, сколько времени уйдет на понимание того, что написано. Большинство общения при таком подходе отпадет и станет бессмысленным. "Промолчи - за умного прокатишь". Опять-таки, здесь очень помогает Яндекс.Метрика, там можно увидеть сколько времени читают текст, до какого места дочитывают. Смотрите на нее и отказывайтесь от иллюзий того, что вас кто-то читает и что-то из текста выносит. Да, что-то читают и выносят, но польза куда меньше, чем вы себе поначалу представляете.

Координация или обязательства? 
Когда вы общаетесь с людьми по делу, то вы работаете в двух режимах - либо координируете действия либо даете обязательства. Четко понимайте в каком режиме находитесь вы и собеседник в каждый момент времени и постоянно уточняйте это знание. Большинство непониманий рождаются отсюда - вы думаете, что кто-то вам что-то пообещал, хотя вы просто поговорили и обменялись знанием каких-то фактов.
Обязательства возникает только тогда, когда для человека есть польза, вы ее понимаете и можете повлиять на ее создание. Тогда вы сможете обсудить эту пользу, понять, что вам надо сделать и что вы за это получите. Это и есть переговоры. Пока вы не понимаете где видит пользу другой человек и почему ему нужны вы, обязательств нет, даже если есть контракт, соглашения и прочее.

Правило 9. Письменные и тем более устные обязательства не значат ничего, если человек не видит пользу от соблюдения договоренностей. 
Он найдет 10 способов уклониться от исполнения.
Важно напоминать людям об их пользе, они постоянно теряют ее из виду. Это удивительно, но наиболее успешные переговоры получаются ровно тогда, когда напоминаешь людям о том, что надо им самим, просто они про это забыли или упускают из виду.

Меньше быть в местах, где быть не надо - лучше планировать физические перемещения
Недавно меня пригласили на мероприятие в центре Москвы, дали адрес в 10 минутах от метро. Я обошел квартал, но не понял, как зайти внутрь, потому что Яндекс рисовал неправильный вход на огороженную территорию (в Москве безумно много огороженных территорий). Я был не первым человеком, кто не понимал, как найти туда дорогу, в чате мероприятия были и другие призывы помочь. Ситуация исправилась, когда прислали скриншот карт с нарисованным поверх правильным маршрутом. Потеряно 10 минут на кружения и нервы.

Тщательно планировать перемещения и логистику
GIS-службы и панорамы в Яндекс.Картах, карты от руки. Любую логистику, даже самую простую, надо планировать. Особенно когда в нее вовлечено несколько человек. Не полагайтесь на "здравый смысл" и принцип "все же взрослые люди", планирование пропускать нельзя. Маршруты надо описывать очень подробно, с ориентирами, по шагам. Когда планируете поездку в незнакомое место, обязательно смотрите на панораму улиц, запоминайте что вы должны увидеть вокруг, как сориентироваться по сторонам света. Возьмите с собой дополнительный аккумулятор.
Вообще, выработайте привычку планировать и сверять планы с реальностью.

Частые маршруты и редкие маршруты, рекогнисцировка и изведывание различных путей
Выбирайте различные пути, если ходите в одно и то же место, учите местность вокруг дома и работы. Обычно открывается много интересного, вы понимаете, что не надо ездить куда-то далеко по каким-то делам, многое можно сделать по пути домой и на работу.

Читать в пути, пусть даже 1-2 абзаца и даже только перечитывать. 
Обдумывать прочитанное в переходах, сразу записывать появившиеся мысли. Не надо недооценивать короткие промежутки, даже 1 станция метро или недлинный эскалатор позволяют прочесть 1-2 абзаца книги. Этого хватает, чтобы обдумать прочитанное пока идешь по переходу или садишься на пересадку. Постепенно маленькими шажками набегает толстая книга, которую вы медленно и обдуманно прочли.
Обычно я читаю 2-3 книги за раз. Одну серьезную, по пути на работу, пока мозг свежий (Documenting Software Architecture, Bachman), и одну легкую типа "Малинового варенья", вечером, потому что читать Бакмана вечером нереально.

Спешка - это всегда плохо (shit is happening and it is your doing). 
Без исключений. Если вы куда-то спешите, немедленно перестаньте, вы ухудшаете ситуацию. Поставьте 5 минутный таймер, устройте перекус - конфетка и жвачка всегда должны быть в кармане. Подумайте, почему вы спешите, что такого страшного случится и как избежать такой спешки в следующий раз.

Бережливость можно воспитывать не только у себя, но и на работе.
Потери в инженерных программах, чек-лист:
Перепроизводство информации:
- Производить больше, чем требует следующая практика в модели жизненного цикла системы
- Создавать документы, которые не запрашивали
- Избыточные и ненужные задачи
- Рассылка информации тому, кому она не нужна (например, почтовый спам)
- Отсылка нескольких образцов, когда запрошен был один
- Работа над неправильным некорректным релизом (работа вхолостую)
- Недоиспользование имеющейся экспертизы, изобретение колеса
Ожидание:
- Ожидание информации либо принятия решения
- Информация есть или решение принято, но люди не ей пользуются и не исполняют
- Большие очереди в жизненном цикле
- Длительные согласования
- Ненужные повторяющиеся усилия
Ненужное движение информации:
- Переадресация
- Избыточное распространение информации
- Разрозненные технические средства, политически мотивированное географическое распределение работы (“сделано в 50 штатах”), недостаточное совместное размещение
Избыточная обработка информации:
- Избыточное уточнение информации
- Закрепление конструкции, отвечающей заданным требованиям (утверждение базиса конфигурации) происходит слишком рано и ведет к многочисленным итерациям
- Неконтролируемые итерации (слишком многие задачи повторяются, избыточная сложность)
- Недостаток стандартизации
- Преобразования данных
- 2D чертежи (необходимо везде использовать 3D)
- Использование избыточно сложного монолитного программного обеспечения без видимой причины (например, использование сложного софта, когда достаточно таблицы Эксель)
Запасы информации:
- Хранение большего количества информации, чем требуется
- Слишком большие промежутки между защитами и проверками
- Плохое управление конфигурацией и сложное извлечение и получение информации
- Плохое 5S (сортировка, соблюдение правил, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование) и в базах данных
Ненужное перемещение людей:
- Ненужные перемещения при выполнении задачи
- Людям нужно передвигаться, чтобы получить информацию или доступ к ней
- Ручное вмешательство, которое компенсирует недостаток систематичности
Переделки, дефекты:
- Убийственные “пере-”: переделка, переписывание кода, перепрограммирование, перетестирование…
- Нестабильные требования
- Нескоординированная сложная задача, которая занимает слишком много времени на выполнение и результат которой становится невостребованным к моменту завершения так что она должна быть переделана
- Неполная, расплывчатая или неточная информация
- Инспекции по выявлению дефектов

Меньше тратить времени и ресурсов на неважные вещи - правильно стратегировать и расставлять приоритеты
Архимед говорил: "Дайте мне точку опоры и рычаг достаточно длины, и я переверну Землю!" С рычагом длиной до Солнца Архимед максимум бы смог сдвинуть Землю на 1 микрон, 1/1000 миллиметра. И большинство наших усилий по своему влиянию примерно такие и есть - мы можем чуть-чуть что-то изменить. Стратегия говорит нам, где наименьшие изменения дадут наибольший результат. Куда надо сдвинуть Землю на 1 микрон, чтобы стало лучше?

Растяжки и дедлайны - когда остановиться? 
Стратегия - это набор непроверенных гипотез. Их надо проверять и вовремя останавливаться, если стратегия не работает. Но в то же время стратегия - это какие-то долгосрочные действия, которые лень делать. Чтобы не бросить работу на половине, нужен стимул, для меня это социальные обязательства и публичные общения. Если ты пообещал что-то сделать своей ленте в соцсети, то неудобно не делать и ты этим занимаешься. Но главное вовремя бросить бесперспективное начинание, поэтому таймбоксинг по всем! В первую очередь в работе. Нельзя работать сверхурочно чаще 2-3 раз в месяц. Другое дело отношения, отношения занимают столько времени, сколько занимают, нельзя сказать, что "я выделяю 2 часа на решение конфликта", это работает не так, подробности см. Джима Кэмпа "Сначала скажите Нет".

Сосредоточение ресурсов - основные плоды появятся позже.
Стратегия говорит вам, где надо сосредоточить ресурсы. Вы будете делать сотни дел за год, но все эти дела должны быть сосредоточены в 1-2 направлениях, не больше. Не размазывайте ресурсы, помните про правило малинового варенья "чем шире мажешь, тем тоньше слой".

Обсчитывать экономику решений и принимать решения на базе денег
Я знаю множество людей, которые поехали в Москву за деньгами и уехали, разочаровавшись. Их объединяет одна вещь - у них не было финансового плана. Они не понимали, какие у них должны быть доходы и расходы, чтобы весь проект по переезду стал интересным. Деньги - это главное, без них никуда. Их надо уметь считать. Несколько правил по этой части.
Зарабатывать в нескольких местах, оптимизировать затраты в основных каналах получения денег. Гораздо легче оптимизировать задачи по основной работе и найти приработку, чем выбивать повышение зарплаты.
Те же деньги, но с меньшими силами. Оптимизируйте свою работу так, чтобы легче и быстрее ее делать.
Новые легкие деньги. Иногда возникают такие возможности, и их нельзя игнорировать даже если деньги небольшие.
Точки с потенциальным апсайдом. Стратегия должна быть направлена на что-то, что может принести устойчивый и достаточно большой поток денег в перспективе. Это какая-то узкая ниша, куда входите вы и другим заниматься тем же делом будет просто бессмысленно, рынок слишком узкий (но на вас хватит).

Стратегия - это игнорирование интересов других. 
Чьи интересы будут проигорированы и какие будут последствия этого игнорирования? Ответьте себе на этот вопрос в явном виде, он вас удивит и прояснит источники некоторых проблем, которые сейчас есть.

Здоровье и отношения на первом месте, без них все остальное не имеет смысла, воспринимайте их как проектные ограничения.
Рыночное позиционирование и питчи. 
Конверсия, измерения бизнес-модели - все это должно быть, хотя бы раз в месяц. Business canvas надо заполнять даже если вы наемный работник. В чем ваша польза, за что платят? Когда перестанут платить и почему? Что вы будете делать после этого? Bit.ly, Яндекс.Метрика и панель показателей YouTube тут в помощь, хотя верить иллюзиям в своей голове куда приятнее, не спорю.
Личный бренд. Какой он? Маркетинг микс? Сегмент и конкуренты? Pitch and reach? Читайте "Малиновое варенье", последние главы про маркетинг.

Ротация клиентов в консалтинге и их замена. 
Как отказываться от невыгодных контрактов? К вам обратился хороший клиент с плохим контрактом - как вы будете ему отказывать? Подумайте, не соглашайтесь на невыгодные контракты никогда ни под каким предлогом. Когда переходите в другой ценовой диапазон, будьте готовы к тому, что большинство текущих клиентов откажутся от услуг и вам надо будет искать новых. Люди, которые платили вам одну сумму в найме никогда не будут платить вам в пять раз больше в консалтинге.

Всегда работать в команде.
Один вы ничего не сделаете, вам нужны люди, долгосрочные коммерческие интересы которых связаны с вашей работой. Кто они, почему они с вами работают? Чем вы им полезны и когда перестанете быть полезными? Кто еще нужен?

Объекты внимания и рефрейминг негативного внимания.
У меня есть серьезная слабость, которая раньше отнимала кучу сил - я не люблю неаккуратных водителей. Раньше они меня бесили и на это уходило куча моего внимания и способности к самоконтролю. Пока я не увидел по каналу Дискавери, как львы спокойно без эмоций уклоняют от бегущего стада слонов. Львы не ругались на слонов, а прост отбегали в сторону. И я сделал рефрейминг, теперь несущиеся машины для меня - это просто слоны, за которыми надо следить, чтобы они тебя не затоптали, эмоций у меня они почти не вызывают.
Следите за теми вещами, которые забирают ваше внимание и не ведут к поставленным целям. Это потери не только времени, но и самого редкого ресурса у человека - способности удерживать внимание. Негативные новости, соцсети, неприятные люди - находите объекты негативного внимания избавляйтесь от них, делайте рефрейминг. Например, важно понимать, что никто из людей в этой жизни вам ничего не обязан и нечего сердиться на людей из-за того, что они ведут себя не так, как хочется вам. Это неадекватность ваших моделей, а не неправильность мироустройства.

Стандартные операционные процедуры
Поддерживать дом и машину в чистоте и порядке. У меня около 30 процедур поддержания порядка, они очень помогают структурировать мир вокруг.

Dislike, unshare, unsubscribe.

Комментариев нет:

Отправить комментарий